Историк и религиовед Юрий Табак (слева) представил на пресс-конференции свою книгу ''Сумерки шовинизма''. член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский (справа) крайне обеспокоен ростом националистических настроений
www.blagovest-info.ru
Религиозные сообщества России должны резче реагировать на проявления ксенофобии и призывы к насилию на национальной почве, в особенности, в изданиях, называющих себя религиозными. В частности, священноначалие Русской православной церкви может внести весомый вклад в борьбу с пропагандой национализма и ксенофобии в России, приняв синодальный документ, осуждающий эти явления и подчеркивающий несовместимость христианского исповедания и всех разновидностей национальной ненависти. Такие ожидания связывают с деятельностью РПЦ и других религиозных организаций участники пресс-конференции, посвященной анализу российских ксенофобских изданий, которая состоялась 23 апреля в пресс-центре РИА "Новости". На пресс-конференции была представлена книга историка и религиоведа Юрия Табака "Сумерки шовинизма", в которой опубликованы рецензии на ксенофобские издания последних лет.

Участники пресс-конференции, в которой приняли участие директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), член Общественной палаты РФ епископ Сергей Ряховский, председатель Московского антифашистского центра Виктор Дашевский, профессор Института русского языка Леонид Крысин и сам Юрий Табак, выразили тревогу по поводу "огромного роста" ксенофобии в нашей стране.

Как отметил Александр Брод, только за последние четыре месяца зафиксировано 93 нападения на почве национальной вражды, в результате погибло 57 человек, а 116 были ранены. По данным правозащитников, "синдром Кондопоги" повторился более чем в 20 регионах России в 2007 г. В. Дашевский обратил внимание на то, что сам факт сообщения в СМИ об особом режиме мобилизации правоохранительных органов в день рождения Гитлера воспринимается в России теперь как что-то обыденное. Несмотря на то, что крупные выступления нацистов в этот день не состоялись, все же в разных регионах России имели место факты нападений скинхедов, осквернений могил и памятников, о которых сообщил А. Брод. Он считает, что "власть фактически проиграла (националистам - Прим. ред.) агитационную кампанию": не издается книг в противовес националистической, ксенофобской пропаганде, Федеральная программа по толерантности закрыта в 2005 г., а министерство культуры, министерство образования и другие ведомства никак себя не проявляют в профилактике межнациональной напряженности.

"Ситуация обострилась, каждый день происходят убийства на национальной почве, пора выступить президенту - действующему или новоизбранному - на эту тему", - считает Ю.Табак. Он также уверен, что реакция религиозных организаций на проявление национальной вражды должны быть более "внятными". Например, нельзя назвать таковой реакцию мусульманского сообщества России на недавние высказывания муфтия Н. Аширова, сравнившего сионизм с фашизмом: "часть мусульманских лидеров заявила, что не разделяет позиции Н. Аширова, а другая часть ушла от ответа".

Сергей Ряховский также крайне обеспокоен ростом националистических настроений. "Разнузданность националистов, с молчаливого согласия правоохранительных органов, стала угрозой безопасности нашей страны", - сказал он. Его "удивляет" отсутствие адекватной реакции властей на националистические издания, в том числе на "псевдоправославные", последним "достижением" которых можно считать "грязные" публикации о якобы еврейском происхождении нового президента РФ Д. Медведева (а также, добавим, о том, что глава "нынешнего режима" - В. Путин - тоже ставленник "мирового еврейства"; анализу этих мифологем в книге Ю. Табака посвящена отдельная глава - Прим. ред.). По мнению главы РОСХВЕ, на подобные издания, претендующие "на некоторую религиозность", пока нет должной реакции религиозных сообществ.

В вопросах журналистов упоминалось о широком распространении антисемитской литературы и лозунгов на некоторых православных собраниях, в частности, на мероприятиях, проводимых "Братством православных хоругвеносцев", главу которого Патриарх Алексий II наградил церковным орденом. Отвечая на вопрос о роли священноначалия РПЦ в предотвращении ксенофобской пропаганды, Ю. Табак напомнил, что "ярый антисемитизм" и "погромные настроения" свойственны некоторым священнослужителям, однако это неверно связывать с позицией всей Церкви. По его словам, РПЦ "никогда не делала специальных заявлений по поводу антисемитизма и вообще - по поводу национальных вопросов". Однако в последнее время социальная позиция РПЦ значительно активизировалась, в том числе - в отношении межнациональных проблем, заметил автор книги. Так, официальные представители РПЦ осудили нападение А. Копцева на прихожан московской синагоги, не поддержали демарш муфтия Аширова, подчеркнув, что такие высказывания ведут к расколу в обществе.

Тем не менее, в столь острой ситуации необходим "какой-то официальный документ, который исходил бы не от отдельных представителей или пресс-службы, а церковный учительный документ, в котором была бы жестко определена позиция по отношению к такого рода явлениям"", - считает Ю. Табак.

С. Ряховский поддержал эту идею. Он обратил внимание на то, что первые шаги в оценке некоторых изданий уже сделаны. Так, решением последнего заседания Синода РПЦ получили "негативные оценки" некоторые "вредные для Церкви" периодические издания. "Это уже определенная позиции, прогресс в озвучивании этих вещей", - отметил епископ РОСХВЕ. Отметив, что епископат РПЦ неоднороден, а внутри священноначалия "протекают сложные процессы", он выразил надежду, что "рано или поздно мои православные братья в лице высшего священноначалия должны определиться и необходимый документ должен появиться на свет, потому что дальше молчать нельзя. Недостаточно только позиции уважаемых мной митрополитов Кирилла или Климента и даже интервью Патриарха, нужен именно синодальный документ, обязательный для исполнения всеми православными".

В связи с темой пресс-конференции С. Ряховский напомнил известные слова немецкого протестантского богослова Мартина Нимёллера, побывавшего в гестаповских застенках: "Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я промолчал. Я не был социал-демократом. Когда они пришли за членами профсоюза, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза. Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем. Когда пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против".