Еще в январе этого года в прессе появилось сообщение о том, что Полиция безопасности ожидает в стране усиление мусульманской диаспоры. Тогда Антитеррористический центр озвучил прогноз, согласно которому в долгосрочной перспективе в Латвии, как и в других странах Евросоюза, значительно увеличится количество мусульман. Причем приводились данные о том, что после присоединения Латвии к Шенгенской зоне увеличилось число прибывающих в республику из других стран Евросоюза людей, исповедующих ислам.
По данным Регистра предприятий, в настоящий момент в Латвии зарегистрированы 12 мусульманских общин. Это рижские организации "Иман", "Коран", "Ислам"; мусульманские общины "Амина", "Мардзани", "Салам", "Раян", "Алшабаб Алмуслим", а также общины Екабпилса, Рижского района, Видземского и Земгальского предместьев города Риги. При этом три из них были зарегистрированы в течение последних двух лет. Преподаватель факультета теологии Латвийского университета Валдис Тераудкалнс также признает рост количества мусульман в Латвии. По его словам, у ислама есть своя ниша в обществе, и в этом нет ничего удивительного, но в то же время определить точное количество приверженцев этой религии невероятно сложно, так как среди мусульман есть и часть людей, принадлежащая к исламу благодаря культурной традиции, но не исповедующая его активно.
"Количество мусульман, конечно, увеличивается. Это незаметный процесс. Есть и латыши, которые переходят в ислам, и русские. Но у нас, как и во многих других странах, существует исламофобия. И многие боятся незнакомого, — признается эксперт-теолог в беседе с "Телеграфом". — Негативный имидж ислама создается во многом за счет недостатка информации о нем. Ни одна религия сама по себе не является агрессивной. В каждой религии заложен потенциал как к агрессии, так и к совместному формированию общественного блага. Часто у людей существуют неправильные представления, и они могут приводить в том числе и к террористическим актам. Но если мы начинаем их анализировать, то понимаем, что частично это является результатом миссионерской политики Соединенных Штаов по навязыванию другим странам своего понимания демократии. Мы это видим в Ираке, в Афганистане и в других местах, где есть исламский терроризм".
Валдис Тераудкалнс считает, что те, кто принимают ислам, делают это во многом потому, что это "простая" религия, которая не ставит сравнительно много условий, ритуалы в которой расписаны, а молитвы регулярны. Она привлекает своей простотой и неоспоримостью. Гражданин Судана и лидер мусульманской общины "Иман" имам Мамун Саид другой из причин привлекательности исламской религии для латвийцев называет ее отрицательный имидж.
"Сейчас в прессе пишется очень много плохого о исламе. Люди это читают, об этом думают. Но, как говорится, антиреклама — это тоже реклама, — подчеркнул в разговоре с "Телеграфом" представитель мусульманской общины. — Негативный образ ислама происходит от незнания. Многие не знают об исламе, но пишут о нем. А некоторые знают, но пишут с целью очернить его". Согласно отчету Министерства юстиции за 2008 год, членами мусульманских организаций числятся 369 человек. Однако реальное количество латвийских мусульман намного больше. По оценке Директора института прав человека Илзе Брандс-Кехре, оно достигает приблизительно пяти тысяч, а вот имам Мамун Саид озвучил цифру в 10 000 проживающих в Латвии мусульман. Причем большую часть латвийских мусульман составляют вовсе не представители традиционно исламских народов, а в основном русские, а также латыши. Кроме того, по его словам, кроме этих 10 000 традиционных мусульман еще от 800 до 1000 человек в Латвии ислам приняли, а не родились в семье, где эта религия исповедуется. Впрочем, под "русскими" Мамун Саид скорее всего понимает также и выходцев из бывшего СССР. В этом случае его слова не расходятся со сказанным Илзе Брандс-Кехре, которая заявила "Телеграфу", что основную часть латвийских мусульман все же составляют представители народов распавшегося Советского Союза, для которых ислам — религия традиционная.
Но на взгляд Директора института прав человека, с наибольшими трудностями и дискриминацией в Латвии сталкиваются все же не выходцы из Союза, а мусульмане, приезжающие из стран Азии, Африки и Западной Европы. Во многом это связано с тем, что у общества нет достаточной информации об исламе, а также с тем, что проблемы экстремизма и терроризма в последние 10 лет часто связывают с мусульманами. Впрочем, по словам эксперта в области прав человека, есть и проблемы, общие для всей мусульманской общины Латвии. Главная из них — отсутствие мечети.
"Нет причин тревожиться о том, что со временем вся страна станет мусульманской и будет исповедовать ислам. Этого не будет, — заключила Илзе Брандс-Кехре. — Но вообще нам надо готовится к тому, что уже есть в других странах. Сегодня уже есть Европа мусульманская, христианская и вообще без религии. Такое явление, конечно, рано или поздно будет наблюдаться и у нас. И это нормальная современная жизнь, что есть разные религии, что люди понимают что-то друг о друге и могут жить вместе. Но, к сожалению, думаю, что мы к этому еще не готовы".