Как сообщает сегодня газета "Время новостей", православный иерарх благословил диаконов своей епархии осваивать светские профессии. По его словам, необычная инициатива была вызвана неоднократными обращениями клириков, жалующихся на ухудшение жизненных условий в связи с кризисом. Правда, коснется это лишь тех священнослужителей, которые содержат многодетные семьи.
По мнению архиепископа Ионафана, в том, что священнослужитель будет в свободное от богослужений время работать по мирской специальности, нет ничего зазорного. Примером могут служить апостолы: например, апостолы Петр и Андрей, которые были рыбаками, или Павел, который даже во времена своего апостольского служения не оставлял прежнего ремесла изготовителя палаток. Архиепископ напомнил и о том, что сам Иисус Христос в молодые годы трудился плотником в Назарете, помогая Иосифу, обрученному мужу Богородицы.
Благословив диаконов на поиск работы, архиепископ вместе с тем подчеркнул, что мирская профессия, избранная священнослужителем, "должна быть благонравной" и не может идти во вред исполнению диаконом своих основных обязанностей - быть помощниками при богослужении.
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев в беседе с газетой заметил, что практика совмещения молитвы и труда не является новой ни для православной Церкви, ни для христианства в целом. "У монахов это просто в порядке вещей. Монастыри изначально должны были себя кормить, поэтому с древних времен руководствуются принципом оra et labora - "молись и трудись", - заметил миссионер.
И сегодня в тех странах, где православные в меньшинстве, священник является священником только по субботам и воскресеньям, а в будние дни он работает - так живут священники, например, служащие в Европе и Америке.
"Тульчинская и Брацлавская епархия, руководимая владыкой Ионафаном, расположена в Винницкой области, ближе к западу Украины, - пояснил Андрей Кураев. - С одной стороны, народ там достаточно бедный, с другой - нет моноконфессиональности, верующие разделены по разным церковным юрисдикциям и различным конфессиям. Может быть, и поэтому у некоторых священнослужителей нет возможности жить, что называется, "от алтаря", от пожертвований прихода и прихожан".
Впрочем, отмечает Андрей Кураев, такая практика нередка и для других епархий. "Диакон не священник, у него нет треб, нет работы с прихожанами, в его обязанности входит только служба, которая длится, допустим, пять часов в день. Он служит не каждый день, поэтому у него много свободного времени, - поясняет наш собеседник. - Очень многие диаконы, даже в Москве, в реальности существуют не за счет тех денег, которые им выделяет приход, а иногда благодаря своей прежней, мирской профессии. Некоторые занимаются компьютерами, а кто-то даже "таксует" - занимается частным извозом".
По словам Андрея Кураева, в свое время Патриарх Алексий II призывал диаконов искать область применения своих сил: "Пусть диаконы займутся миссионерской, просветительской благотворительной деятельностью - ходят по больницам, общаются с людьми". В нынешние кризисные времена призыв пятнадцатого патриарха особенно актуален, поскольку священнослужители не только помогут людям, но и смогут обеспечить себя.