Советская власть фактически заменила Церковь партией, колонизовав единственный, помимо государства, институт, способный удержать страну от распада, утверждает она (полный текст на сайте Inopressa.ru). Это восходит к глубинной российской идее сплоченности нации, которую попытались заново открыть в путинский период. По мнению автора, России не удалось решить задачу объединения страны в атмосфере свободы, и для осуществления этой цели теперь используется новая комбинация из старой Церкви и старой политической модели.
Что до самих россиян, то многие кидаются в разнообразные крайности, не зная, во что верить, пишет Чемберлен, упоминая о староверах, уфологах и т.п. "Если изъять из государства официальную религию, в итоге получишь множество суеверий, которые ниже религии в том смысле, что они не порождают ни высоконравственного поведения, санкционированного самоанализом нескольких поколений, ни сплоченности общества", - замечает она. Как полагает Чемберлен, эта тенденция к New Age, характерная и для современного Запада, обусловлена утратой веры в себя.
Неуклюжее и ошибочное противопоставление науки и религии, на котором основывалась советская жизнь, в постсоветский период заставило людей просто перебежать в другой лагерь, не оценив по достоинству свободное общество, считает автор. Между тем подлинное противоядие для позитивизма - это широкое понимание разума, включающее в себя не только научный метод, но и все импульсивные порывы к познанию, полагает автор вслед за Лешеком Колаковски.
Чемберлен предлагает пересмотреть отношение к разуму, а не к религии, ибо именно разум, на ее взгляд, является наилучшей основой сплоченности общества и нравственного поведения индивидов.