Церковь учит, что Причащение дает верующим возможность вновь и вновь приобщаться спасительной силе жертвы Христа, который пошел на страдания и смерть во искупление человеческих грехов. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную", - говорится в Евангелии от Иоанна.
Если верующие на протяжении Великого поста достойным образом готовились ко встрече праздника Воскресения Христова, накануне этого светлого дня, в Великий Четверг, они стараются причаститься.
В народной традиции сегодняшний день зовется также Чистым Четвергом
В народной традиции сегодняшний день зовется также Чистым Четвергом. По видимому, это связано с евангельским повествованием, рассказывающим о событиях в земной жизни Спасителя, который перед Тайной Вечерей омывал ноги апостолам.
Каждый год в четверг Страстной недели на центральной площади старой части Иерусалима совершается Чин омовения ног. Перед храмом Воскресения устанавливается помост, на котором располагаются 12 православных монахов, изображая учеников Христа, а кто-то из епископов моет им ноги. Подобным же образом вспоминают это событие и католики. Чин омовения ног совершается в Страстной Четверг в соборе Святого Петра Папой или одним из высших иерархов Римско-Католической Церкви.
Стремление очиститься духовно у православных на Руси сочеталось и с желанием привести в этот день в порядок свое жилище, а также и тело - обитель души. До восхода солнца принято было совершить омовение в бане, искупаться в реке или окунуться в прорубь, если к этому времени в водоемах еще стоял лед.
В избах в этот день мыли и чистили. На Севере и в Средней России сжигали ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и домашних животных от нечисти и болезней.
Существовало также поверье, что яйца, снесенные курами в Страстной Четверг и съеденные на Пасху, предохраняют от болезней, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, защищает домашний скот от сглаза и всякой напасти. Был обычай освящать соль и в ночь под Чистый Четверг ставить ее на стол с хлебом, что также, по-видимому, ассоциировалось в народном сознании с событиями Тайной Вечери, описанными в Евангелии.
В Чистый Четверг начинали готовить праздничный пасхальный стол
Начиная с Чистого Четверга можно было готовиться к праздничному пасхальному столу. В этот день, как правило, красили или расписывали яйца.
Красить яйца на Пасху, дарить их, прятать и искать - это распространенный обычай главного христианского праздника. Традиция связывает его с именем Марии Магдалины, которая подарила крашеное яйцо римскому императору со словами "Христос воскрес". Яйцо как символ жизни и плодородия служит знаком того, что благодаря Воскресению Христа возможна новая жизнь.
Между прочим, немецкая газета "Frankfurter Allgemeine", рассказавшая накануне о традиции красить на Пасху яйца, широко распространенной и в Европе, считает, что появлению ярких пасхальных яиц имеется и рациональное объяснение (перевод этого материала опубликован на сайте InoPressa.Ru.
Раньше во время 40-дневного поста, начиная со среды первой недели, было запрещено есть яйца. Но поскольку несушки никак не хотели приспосабливаться к церковному календарю, то яйца, снесенные во время поста, надо было каким-то образом сохранить, чтобы они не испортились. Для этого их варили. А чтобы в дальнейшем не перепутать вареные и сырые яйца, в воду для варки добавляли растения, содержавшие натуральные красители.
По мнению газеты, традиция красить яйца в красный цвет известна в Европе с XIII века. Красный цвет является символом любви и радости, но он также символизирует кровь убиенного Христа. К тому же в Средние века арендная плата владельцу земли уплачивалась яйцами, а раскрашенные яйца ценились дороже.
На Руси крашеные яйца принято было укладывать на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Начиная с Чистого Четверга в семьях готовили творожную пасху, которая укладывалась в специальную деревянную форму, символизирующую Голгофу, и пекли куличи. Кроме куличей выпекали другие изделия из пшеничной муки - бабы, блины, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.