Новая инструкция рассматривает 37 нарушений и обязует епископов бороться с ними.
Выделяются четыре самых серьезных нарушения: кощунственное использование освященного хлеба и вина; незаконное совершение мессы теми, кто не имеет на это полномочий; совместное отправление богослужений с представителями других конфессий (православными священниками и протестантскими пасторами) и "освящение с кощунственной целью" хлеба и вина ("черные мессы").
В документе говорится, что девочки наряду с мальчиками могут участвовать в богослужениях как министранты, однако девочек не следует использовать в этом качестве "легкомысленно и беспричинно". Это означает, что предпочтение должно отдаваться мальчикам. Не разрешается заменять библейские тексты на небиблейские, взятые, например, из работ Ганди и Гибрана. Чтение Евангелия не следует доверять светским лицам, которые также ни в коем случае не должны вести проповедь во время мессы. Во время богослужения нельзя использовать тексты Символа веры (Credo), отличающиеся от канонического варианта, который содержится в богослужебных книгах. Кроме того, должны, строго соблюдаться правила, касающиеся литургических облачений священнослужителей.
Инструкция довольно длинна (200 параграфов) и столь же подробна. В ней закрепляется право любого христианина подать жалобу епископу или Римской курии, если им будут замечены нарушения. Многие полагают, что если документ сохранит свою нынешнюю форму, то его авторов могут обвинить в пособничестве доносам.
В инструкции также содержится призыв к епископам, чтобы те окружили себя "новым поколением специалистов", которые, естественно, должны иметь "твердую католическую веру".
Много шума, несомненно, наделает запрет на аплодисменты и танцы в церкви. Возникает вопрос, как быть с собором Святого Петра, где, по традиции, установившейся в последнее время, чаще всего можно услышать аплодисменты и даже наблюдать танцы во время совершения африканских и восточных богослужений.
В соборе Святого Петра всегда аплодировали Папам. Эти аплодисменты не раз пытались запретить. Особенно строго к ним относился Папа Пий Х, однако так ничего и не смог изменить. Правда, ни одному Папе не аплодировали так часто, как Иоанну Павлу II.
Африканские и азиатские танцы пришли в собор Святого Петра с Синодами из соответствующих стран и с празднованием Великого Юбилея (2000-летия христианства).
Кроме того, в Италии аплодисменты стали обычным явлением во время празднования свадеб, крещения и даже на похоронах. Однако теперь, судя по всему, от них необходимо будет отказаться. Время покажет, чем это закончится.