Дорога, ведущая к храму, для российских инвалидов зачастую остается непреодолимой
newizv.ru
В нынешние трудные времена как никто нуждаются в поддержке – не только материальной, но и духовной – те слои населения, которые справедливо называют незащищенными. В первую очередь это люди с ограниченными возможностями, инвалиды. А их в стране сегодня насчитывается свыше 13 млн. И очень многим больше не на кого положиться, кроме как на Бога – в самом прямом смысле, пишет газета "Новые известия".

К сожалению, на пути к этой встрече возникает масса препятствий – от высокого крыльца в храм, неодолимого на коляске, до равнодушия и даже презрения тех, кого инвалиды там встречают. В конце года будет принята государственная программа "Доступная среда для инвалидов". К сожалению, дом Божий для них зачастую остается средой недоступной.

В Ярославской области пятеро фермеров задумали возвести первый в России храм для инвалидов. Без ступеней и порогов, с удобными асфальтированными подъездами. Церковь предназначена для обитателей расположенного рядом интерната. Строить начали несколько лет назад, но скоро поняли: своих средств не хватит. Рассчитывали на помощь состоятельных сограждан, бросили клич – отозвался один Никита Михалков: прислал обогреватель. Все остальные (а в списке их были десятки) к столь некоммерческому проекту отнеслись прохладно. А теперь, с наступлением кризиса, работы и вовсе остановились.

Другой долгострой "культового назначения" – в Петербурге. Там на Лахтинской улице, на месте дома, где до смерти мужа жила блаженная Ксения Петербургская, "Братство инвалидов святых Пантелеимона и Амвросия" при поддержке Петроградского районного отделения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) получили под возведение храма во имя блаженной Ксении участок. Но строительство не началось до сих пор.

"В 2003 году нам был выделен участок в другом месте, неподалеку, – рассказала "Новым известиям" председатель райотдела ВОИ Ирина Цветкова. – Однако его вскоре продали компании, которая вознамерилась построить на нем торговый центр. Спор в суде епархия проиграла. Ушло еще пять лет, прежде чем наша зарегистрированная община получила участок между домами № 15 и 19. По проекту в храме должны были разместиться музей, детская приходская школа и концертный зал".

Однако, по словам Цветковой, затея вызвала раздражение местных жителей. Бетонный забор, которым огородили стройплощадку, они тут же снесли. Главная претензия старожилов – что при строительстве может завалиться стена одного из домов. "Нам пришлось обойти все квартиры, – продолжает Ирина Цветкова. – Мы составили опись всех трещин в стенах и пообещали, что при их расширении возместим ущерб. Казалось бы, достигли соглашения. Но осенью потенциальные спонсоры, ссылаясь на кризис, нам вдруг отказали в поддержке".

Десять лет назад Русская православная церковь (РПЦ) приняла решение о возрождении традиции создания храмов и часовен при больницах, интернатах, домах для инвалидов. С тех пор их появились десятки. В регионах с преобладанием мусульманского населения при социальных учреждениях открыты молитвенные комнаты. Но вот беда, священник или имам туда приходят редко, неся там служение по совместительству. Единственный выход – адаптировать для инвалидов обычные храмы, создавать при них общины слепых, глухих, колясочников. Увы, таких примеров можно привести немного.

Молитва "на пальцах"

В начале июня полтора десятка глухонемых и слабослышащих жителей Кемерово молились за литургией в храме в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Богослужение состоялось по инициативе студентов духовной семинарии Владимира Хитя и Сергея Попова. Ребята посещают курсы сурдоперевода и решили таким необычным образом применить его на практике. Вторую литургию планируется совершить 25 июля. Но и семинаристы, и сами глухонемые считают: это должно происходить регулярно.

Самая известная в России община глухих и слабослышащих (в ней также несколько слепых людей) – в московском Симоновом монастыре. "Когда восемь лет назад к нам в храм начали приходить слепые и глухие люди, это было шоком для прихожан, – вспоминает священник Андрей Горячев. – Они увидели, может быть, впервые в жизни, что есть люди, которым еще тяжелее, чем им. А потом стали помогать: переводить жесты, которые видели во время службы, когда я использовал их за богослужением". По словам отца Андрея, в служении ему помогают три человека: двое из них слабослышащие – диакон и чтец-сурдопереводчик. Третий – абсолютно глухой священник.

В этом году инвалиды по зрению в 27 регионах России получат "Книгу намазов" на русском языке по системе Брайля, изданную мусульманской библиотекой благотворительного фонда "Ярдэм" в Казани. Это первая из 12 книг, посвященных основам религии, жизни пророка Мухаммеда, правилам поведения в мечети и другим сторонам жизни мусульманина. Сейчас готовится к изданию "Книга молитв" на татарском, которую, как и первую, инвалиды по зрению получат бесплатно. Как сообщили "Новым известиям" в фонде, к ним из северокавказского региона поступают предложения об издании аналогичной серии на аварском, чеченском и арабском языках.

Кстати, Казань – единственное место в России, где при мечети Сулейман существует центр по обучению инвалидов по зрению и глухонемых основам ислама. "Когда мы приступили к этой работе, – рассказывает руководитель курсов Малика Гельмутдинова, – оказалось, что никаких пособий, методичек не существует, поэтому нам приходится разрабатывать их. Самая большая сложность в том, что у глухонемых ограниченный словарный запас. Тяжело бывает объяснить им даже элементарные вещи. При этом религиозных, скажем так, жестов вообще нет. Приходится показывать что-то рисунками, вводить понятные названия. С казанскими детьми занимаемся постоянно, а с приезжими взрослыми работаем на месячных курсах, в группу входят 10–12 человек. Увы, попасть к нам могут далеко не все желающие, ведь оплатить дорогу наша мечеть не в состоянии".

На коляске по ступенькам?

Как преодолеть дорогу, ведущую к храму, – одна из самых серьезных проблем для инвалидов. Прошлой весной при Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ начала работать служба бесплатного такси. Инвалид-колясочник по телефону может заказать специально оборудованный микроавтобус, который довезет его до церкви, больницы или соцучреждения, а потом доставит обратно. Беда в том, что автобус – один-единственный, так что не может удовлетворить заявки тысячи воронежских инвалидов. Запись на него сейчас ведется загодя, и очередь выстраивается порядочная.

Чаще же все заботы о том, как добраться в храм, ложатся на плечи самих инвалидов. Так, в Санкт-Петербурге создана паломническая служба для инвалидов при Благотворительном обществе святителя Иоасафа Белгородского. Ее руководитель – Анастасия Воробьева. У Насти с рождения отняты ноги, она очень плохо владеет руками, но при этом умудряется помогать другим. "Наша помощь, – объясняет Настя, – заключается в организации поездок инвалидов в ближайшую церковь группами от 12 до 16 человек, по большим праздникам – до 25–30. При необходимости в поездках принимают участие сопровождающие".

А москвичка и также колясочница, руководитель фонда "Социальная адаптация инвалидов и молодежи" Татьяна Мелякова организует для своих товарищей по несчастью более дальние поездки. "Мы часто вывозим людей в туры – в подмосковные монастыри, в города Золотого кольца, – рассказала "Новым известиям" Татьяна. – И всюду сталкиваемся с одним и тем же: колясочникам в храмы попросту нет доступа. Затруднен доступ к мощам, другим святыням. Иконы, чтобы к ним можно было приложиться, следовало бы размещать пониже, а они, особенно почитаемые, наоборот, размещены на возвышении. И даже в храме Христа Спасителя, где есть и пандусы, и даже лифт, приходится тратить много времени, чтобы в него попасть. Поэтому главное, что может сделать Церковь для инвалидов, в том числе колясочников, – это приспособление среды".

Дорога к храму приводит к людям

Среда – не только стены, но и люди. Многих инвалидов именно они отталкивают от врат храма.

"Почему матери "тяжелых" детей не водят их в церковь? – размышляет на одном из православных сайтов Светлана Нургалиева, мать 18-летнего аутиста Георгия. – Я не раз беседовала со своими подругами на эту тему. Самые частые ответы: на нас смотрят, мы мешаем людям молиться, священнику не до наших проблем, мы устали выслушивать замечания. Каюсь, сначала я считала эти доводы отговорками. А потом пришло понимание: мне просто посчастливилось встретить хороших, внимательных священников и добрых прихожан. Но даже мне часто хотелось сказать: "Смотрите на иконы, на батюшку, а на нас не глазейте, пожалуйста". Попреки, придирки, шипение в спину, недовольно поджатые губы. Не так и не там стоим, не так одеты, детей вконец распустили... Мало того, окружающие (чаще всего пожилые женщины) иногда дают советы вести ребенка на отчитку, упоминают о бесновании. А ведь стоит матери один раз услышать про своего ребенка, что он бесноватый, она в следующий раз дитя в храм не поведет. У вас достанет сил ее упрекнуть? У меня нет!"

Светлане вторит мусульманка Лилия Мухамедьярова. "Я вспоминаю один из самых тяжелых дней моей жизни, – пишет она на сайте благотворительного фонда "Солидарность". – В реанимации Российской детской клинической больницы мучается четырехлетний мальчик из Ингушетии. Под дверьми реанимации молоденькая родственница пациента. Даю ей номер телефона имама мечети. "Ты знаешь, – растерянно говорит мне, позвонив, девушка, – имам ответил, что почитает Коран в мечети"... Во времена кризиса (экономического или духовного) Всевышний указывает нам точную стратегию развития. Благотворительное движение в мусульманской общине начнется не по инициативе муфтията и даже не по желанию состоятельных людей".

Игорь Бакшеев – инструктор лечебной физкультуры Центра Дикуля в Иркутске. И диакон в храме блаженной Ксении Петербургской. По его инициативе на территории центра была построена часовня, где регулярно совершаются богослужения. По воскресеньям и большим праздникам отец Игорь возит колясочников в свой храм. А в отпуск отправляется с ними в паломничество в святые места. Паломники на колясках трижды были в Москве, ездили в Тобольск, Санкт-Петербург, Киев и даже на Афон и в Иерусалим. "У нас в стране мало делается для инвалидов, – говорит отец Игорь. – Но это, как ни странно, помогает им выстоять. Не наличие пандусов приводит человека в храм. Так, в нашем храме крутой спуск, лестницы высокие. Но здоровые помогают подняться. Здоровый должен больше проявлять милосердия. Тогда спасутся оба".

Статья в "Новых известиях" рассказывает между тем и о том, как обстоит дело у верующих инвалидов в других странах.

Паломники-инвалиды будут совершать хадж на электромобилях

Управление двух мечетей в Мекке и Медине, где располагаются два главных святилища мусульман – Кааба и могила Пророка Мухаммеда, – снабдит престарелых паломников и инвалидов электромобилями. Будет создана целая станция электромобилей, движущихся с небольшой скоростью на расстояние до 15 километров.

Электромобили будут сопровождать специально обученные сотрудники станции. Так паломникам станет удобнее выполнять основные обряды хаджа - таваф (обход Каабы) и сай (передвижение между холмами ас-Сафа и аль-Марва). В прошлом году паломникам с ограниченными возможностями было предоставлено 10 тыс. инвалидных кресел, на которых они смогли бы совершить таваф, сообщает газета "Новые известия" со ссылкой на материалы информационных агентств.

В США инвалиды могут приехать помолиться на специальном скутере

В Соединенных Штатах религиозные организации играют огромную роль в помощи инвалидам – детям, взрослым и ветеранам военной службы. Эти общественные благотворительные организации существуют только за счет пожертвований филантропов. Самая крупная из них – католическая организация, имеющая свои службы во всех городах страны и представляющая интересы 57 млн верующих католиков.

Для сравнения: под эгидой благотворительной организации верующих христиан – 54 млн человек. В них работают люди, имеющие навыки общения с инвалидами, в особенности с детьми и с людьми, страдающими расстройствами психики. Даже волонтеры обязаны пройти специальный курс обучения. Программы помощи инвалидам мало чем отличаются друг от друга. Помощь эта состоит в уборке их жилья, стирке белья, готовке завтраков, обедов или ужинов, покупке продуктов питания и совместных поездках к врачам.

"Я работаю в благотворительной организации почти 10 лет, – рассказала "Новым известиям" финансовый консультант чикагской католической организации Вера Орлова. – Я получаю колоссальное удовлетворение от той помощи, которую мы оказываем инвалидам – слепым или глухим, перенесшим инсульты, а также ветеранам войн – в приобретении передвижных скутеров".

Так здесь называются миниатюрные четырехколесные передвижные кресла, работающие на электробатареях. Благотворители доставляют эти скутеры малоимущим инвалидам бесплатно, хотя стоят они не менее трех тысяч долларов каждый. Эти скутеры серьезно изменили образ жизни инвалидов, ведь их владельцам не нужно вращать колеса усилиями рук.

В одном доме с корреспондентом "Новых известий" в Чикаго живет 23-летняя женщина, у которой от рождения парализованы ноги. Теперь она сама ездит на своем скутере в магазины за продуктами, в хорошую погоду выезжает на пляжи озера Мичиган, а по субботам посещает молебен в ближайшем от места ее жительства католическом костеле.

Колясочники не испытывают никаких проблем при въезде в подъезды домов, кинотеатры, рестораны. Все учреждения специально оборудованы под нужды инвалидов. А в христианских храмах и синагогах для таких людей отводятся специальные места, или же им разрешается парковать свои скутеры прямо в тех помещениях, где совершаются молитвы.

В Израиле только несколько синагог обустроены специально для инвалидов

Израильские организации инвалидов заявили о том, что 90% синагог в стране не оборудованы никакими приспособлениями для людей с ограниченными возможностями и потому практически недоступны для них. Более того, в помещения для женщин ведут лишь лестницы, лифтов нет. Люди со слабым слухом также жалуются на отсутствие специального оборудования. "Видимо, молиться имеют право только здоровые", – возмущаются инвалиды.

В обществе "Доступность Израиля" смогли насчитать лишь несколько синагог по всей стране, в которых учитываются нужды инвалидов. Общество обратилось к Главному раввину Израиля Йоне Мецгеру с необычной просьбой: распорядиться укреплять на дверных косяках мезузы (помещенные в футляры свитки с двумя фрагментами Торы) на меньшей высоте, чтобы инвалид-колясочник мог исполнить заповедь о целовании мезузы, сообщают "Новые известия" со ссылкой на материалы информационных агентств.

Польские костелы оснащают пандусами по индивидуальным просьбам верующих

Католическая церковь в Польше, насчитывающая сегодня более 10 тыс. парафий (приходов), проводит активную миссионерскую деятельность среди инвалидов, в том числе и колясочников, которых здесь называют "братьями слабшими". Церковнослужители приобретают весьма недешевые инвалидные коляски для своей паствы. Они же заботятся и о том, чтобы верующие-колясочники могли без проблем посещать богослужения. Костелы оборудуют пандусами. Правда, в стране до сих пор существует негласное правило, что в костел инвалид-колясочник может приезжать только с опекуном.

Как сообщили "Новым известиям" в Варшавской архидиоцезии, пандусами оборудованы сегодня примерно 65% костелов. Ими не оснащены только подъезды костелов, расположенных в сельской местности и построенных до 1989 года. В начале 1990-х благодаря Папе Римскому Иоанну Павлу II в стране начали возводить множество костелов. В их строительные проекты стали непременно вносить и пандусы.

По признанию Гжегожа Мулярчика, 11 лет назад потерявшего ноги в ДТП, сам он стал истово верующим только после несчастья. Гжегож говорит, что настоящая вера приходит только в пору тяжелых испытаний, когда "душа обожжена", а потому лично для него было важно, что небольшой варшавский костел в микрорайоне Белоленька был оборудован пандусом по его личной просьбе. Хотя без бюрократических проволочек в этом вопросе не обошлось. За последние восемь лет Гжегож Мулярчик не пропустил ни одной воскресной литургии. До этого среди прихожан костела инвалидов-колясочников не было.

Польская пресса неоднократно отмечала, что некоторые ксендзы подчас относятся к инвалидам негативно. Главным образом это применимо к священникам старой формации. Молодые служители костела, как это ни странно, более толерантны. Вместе с тем отношение к инвалидам как к людям, место которым – дома, привитое еще в социалистические времена, постепенно отходит в прошлое. Сегодня появляется все больше социальной рекламы, где работодателям настоятельно рекомендуют принимать инвалидов на работу и не ограничивать их в правах.