"Православная церковь не придает календарной проблематике вероучительного значения, вопрос даты празднования Рождества оставлен на усмотрение каждой поместной Церкви. Надо констатировать, что именно в российской действительности сложившееся празднование имеет очень много плюсов, ведь большие рождественские каникулы - это возможность посещать богослужения, молиться на службах и вместе со своими близкими подготовиться к празднику и радостно его встретить", - цитирует РИА "Новости" слова священнослужителя.
Он подчеркнул, что "декларации для внешнего мира" не могут значить больше, чем "устоявшаяся практика" и "многовековая привычка народа", а желание многих не соблюдать пост в Новый год не может быть "веским резоном" для изменения церковного устава и перехода на другой календарь. "Может быть, и хорошо, что православные имеют дополнительные основания соблюсти умеренность в новогодние праздники, ведь должен же быть кто-то трезвый", - заключил Козлов.
В свою очередь, Католическая церковь не видит "ничего плохого" в том, что христиане отмечают Рождество по разным календарям, сказал журналистам генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский: "Главное, чтобы Христос родился в наших сердцах". Он привел в пример обычай жителей польского Белостока, где проживает самая большая православная община Польши, совместно праздновать Рождество дважды в году.
"Это взаимообогащение культур", - убежден представитель Римско-католической церкви. Он добавил, что греко-католическая община на Украине также придерживается православной традиции отмечать Рождество 7 января.
"Библия не говорит нам, когда точно родился Христос, дата празднования вполне условная и связана с римскими сатурналиями", - пояснил Ковалевский. По его словам, конец декабря для празднования Рождества Христова был выбран не случайно и это глубоко символично: во время зимнего солнцестояния, когда самые длинные и беспросветные ночи в году, рождается Христос, Солнце правды".
Напомним, что вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января отметят Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, афонские монастыри, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов.
Здесь следует отметить, что все государства, где действуют перечисленные выше церкви, живут по григорианскому календарю. В церквах же принят юлианский календарь, отстающий от григорианского на 13 дней. Это приводит к немного странной ситуации, что Рождество как церковный праздник отмечается в этих странах перед Новым годом - праздником светским, государственным. Поэтому Новый год выпадает на период Рождественского поста. Однако если соотносить два этих календаря, то 7 января по григорианскому календарю выпадает именно на 25 декабря по юлианскому, и неделю спустя после Рождества наступает новогодний праздник - любимый у многих россиян старый Новый год, выпадающий по григорианскому календарю на 14 января.
Все остальные 11 поместных православных церквей мира празднуют Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря по так называемому новоюлианскому календарю, который будет совпадать с григорианским вплоть до 2800 года.
Календарная реформа, заменившая юлианский стиль на григорианский, была предпринята в XVI веке при Папе Римском Григории XIII, по имени которого и получил свое название новый календарь. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.
В этих же целях в 1923 году по инициативе константинопольского патриарха состоялось совещание православных церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Русская православная церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.
Узнав о совещании в Константинополе, патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на новоюлианский календарь. Но это вызвало протесты среди церковной общественности. Поэтому постановление было отменено менее чем через месяц.
Расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского - за 3333 года, а новоюлианского - за 40 тысяч лет.
Тем не менее в Московском патриархате постоянно подчеркивают, что в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля перед Русской православной церковью не стоит, поскольку юлианский календарь дорог церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни.
Правда, небольшое количество приходов РПЦ в дальнем зарубежье, состоящих преимущественно из местных жителей, отмечают Рождество по новому календарю.