Учредители новой политической организации рассказали газете "Известия", что они видят Россию монархической страной с особой ролью Русской православной церкви, а Патриарха Московского и всея Руси - духовным лидером страны.
"Мы регистрируем партию, которая будет бороться за возрождение России и традиций нашей страны, утерянных после преступного переворота большевиков. И, безусловно, мы выступаем за то, чтобы Церковь повышала свою значимость в жизни нашего государства, так как Русская православная церковь является, пожалуй, последним залогом существования русского православного государства", - заявил глава "Самодержавной России" Дмитрий Меркулов.
Он также подчеркнул, что России необходимо воссоединиться со своими каноническими территориями, прежде всего с Белоруссией и Украиной, и созвать Земский собор для избрания православного монарха, так как только при традиционном монархическом управлении Россия способна снова стать великой страной.
По словам члена президиума центрального совета создаваемой монархической партии и одновременно главы Союза православных граждан России Валентина Лебедева, новая партия будет бороться за появление в стране православного монарха и возвышение роли патриарха в стране. По его словам, "будущей Россией, как это традиционно принято, должны руководить православный монарх и Патриарх Московский как нравственный глава русского народа".
"Патриарх - это вторая величина власти, традиционная для нас, достаточно вспомнить взаимную работу по государственному строительству царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Нашим предкам было поручено продолжить традиции умирающей Византии, и мы снова, как и были ранее, должны принять на себя функции Третьего Рима", - убежден Лебедев.
Он также заявил, что России не нужно смотреть ни на кого и восстановить в школах предмет "Закон Божий", который существовал в России до государственного переворота 1917 года.
"Нам пора понять, что у нас сейчас значительный упадок нравственности, из-за этого и все проблемы с вандализмом или коррупцией в стране. Я считаю, что мы не сможем никакими угрозами побороть коррупцию, ее можно победить, только заново занявшись воспитанием", - считает Лебедев, ссылаясь при этом на пример Германии, "где люди платят налоги для своей конфессии, а она занимается христианским воспитанием детей, начиная с детского сада и до университета". "И никто там не говорит, что государство срослось с Церковью", - говорит православный активист.
По словам Лебедева, сегодня Русская православная церковь подвергается таким нападкам, потому что является фактически последним столпом русского государства, традиций и культуры.
Между тем в РПЦ, по-видимому, к идее создания православной партии относятся по-разному. Так, например, бывший пресс-секретарь патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявил, что считает невозможным слияние религии и идеологии.
"Религия и идеология - вещи несовместимые, во многом даже противоречат друг другу. Церковь не может заниматься государственными проблемами и быть оплотом чьей-либо идеологии, поэтому я считаю подобные попытки повысить роль Церкви в большей мере утопическими", - убежден Вигилянский.
"Что касается возвращения, как было ранее, "Закона Божьего" в формате предмета в школы, эта идея имеет право на существование, но не в приказном порядке. Если родители пожелают, чтобы их дети изучали "Закон Божий", они должны получить право на реализацию своих желаний", - приводит газета "Известия" слова представителя Церкви.
В то же время глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин зимой этого года сам призвал подумать о том, возможна ли в России "православная" партия.
"Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь - для всех, а не для сторонников одной политической силы".
"Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития", - заявил Чаплин.
Он также отметил, что норма российского закона "О политических партиях", запрещающая создание в России партий по религиозному признаку, противоречива и нелогична, и "никто не может помешать мусульманам или христианам объединяться вокруг своих ценностей и активно участвовать в политическом процессе".
По словам священника, нет препятствий к созданию упомянутых партий и со стороны Церкви. В Основах ее социальной концепции сказано: "Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов".
В том же документе, напомнил Чаплин, говорится, что упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются "к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам".
"Главный вопрос, ответа на который я пока не знаю: возможна ли "православная"/"христианская" партия в нынешней России? Опыты 1990-х годов, которые я близко наблюдал, были скорее неудачными:", - размышляет представитель РПЦ, отмечая, что тогда главными проблемами стали "раздробленность, мелкий вождизм и взаимная отчужденность, если не вражда".
"Не получится ли опять раздробленности - и в итоге поддержки от одного до 0,01% избирателей? Еще один вопрос: перспективно ли создание (оформление) православных/христианских групп в рамках действующих крупных партий?" - задался вопросом священник.
В ответ на мысли Всеволода Чаплина в Общественной палате РФ заявили, что создание "православной" партии в России противоречит законодательству страны.
"По закону православную партию создавать нельзя", - заявил член палаты, директор ассоциации НКО по защите прав избирателей "Гражданский контроль" Георгий Федоров.
По словам Федорова, возникновение хотя бы одной "религиозной партии" выльется в межконфессиональное напряжение и последующее создание большого количества новых подобных партий просто для того, чтобы удержать равновесие.
"В итоге при самом лучшем исходе у нас будут новые избыточные и не политические по своей сути партии. В худшем случае, внутри подобных квазиполитических структур освоятся радикальные течения, и в этом случае последствия могут быть уже едва ли обратимыми", - сказал Федоров.
Между тем представители мусульманской и иудейской общин страны с сомнением отнеслись к идее создания в России религиозных партий.
По мнению заместителя председателя Совета муфтиев России (СМР) Фарида Асадуллина, "разговор о создании партии на религиозной или этнической основе носит сегодня провокативный характер". "Я бы не стал сегодня серьезно относиться к идее создания таких партий", - заявил он, добавив, что современное российское законодательство запрещает создание религиозных партий.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган считает более продуктивной формой общественной деятельности верующих светские объединения. Вместе с тем он отметил, что у представителей традиционных религий есть положительный опыт взаимодействия в Межрелигиозном совете России.
"Я предлагаю сегодня новую партию, которая бы называлась "Межрелигиозный и межэтнический диалог". Это была бы площадка, это была бы партия интересов всех этносов России. Национальность у нас у всех одна - русские, но этнически мы разные", - заявил Коган.