aquaviva.ru
В молитвенном стоянии за веру в Петербурге приняли участие примерно 350 - 400 человек, примерно треть из которых можно отнести к стану "сочувствующих". По оценкам самих верующих, стояние в Северной столице, в отличие от Москвы, получилось скромным.

Как сообщает "Фонтанка.ru", в Казанском соборе Петербурга к моменту начала акции находилось довольно много людей, однако не столько, сколько неделю назад встречали здесь Воскресение Христово. О том, что в соборе пройдет особое богослужение, ни на сайте храма, ни на досках объявлений в нем самом не говорилось.

Вот что, по словам "Фонтанки.ru", рассказали верующие о стоянии. Придти и помолиться вместе священники призывали верующих на предыдущих службах. Православная молодежь, кроме того, ссылалась на интернет. На вопрос, с чем связан особый молебен, все, как один, отвечали: со всеми печальными событиями, которые произошли за последнее время в храмах. "И с гонениями на христиан в разных странах, о котором нам батюшка вчера рассказывал", - добавила прихожанка лет 50.

В молитвенном стоянии приняли участие в основном те, кто с утра находился в соборе на литургии, а затем вместе со священниками совершили пасхальный крестный ход вокруг Казанского. "Сегодня же последний день Пасхи, поэтому проводится крестный ход, а стояние будет после", - объясняли "продвинутые" верующие менее осведомленным.

К полудню в Казанский собор прибыл митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Он обратился к прихожанам с речью. В ней он особо отметил, что в последнее время не у всех "жизненная позиция Церкви и добрые дела вызывают благоговение", все чаще проявляют себя "антицерковные и антирелигиозные силы", находящие проявление в кощунственных актах по отношению к институту Церкви и к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. "Мы не можем мириться с бесчестием. Обратимся же к Богу со свободной молитвой", - завершил митрополит свое выступление и зачитал верующим обращение, принятое 3 апреля 2012 года Высшим церковным советом РПЦ. После чего было совершено богослужение, текст к которому был написан специально и произносился сегодня во всех кафедральных соборах России.

В обращении Высшего церковного совета объяснялось, что "антицерковные силы опасаются усиления православия в стране, их пугает возрождение национального самосознания и массовой народной инициативы". Сколь много людей способна поднять Русская православная церковь, подтверждается, по мнению авторов заявления, народным ажиотажем по случаю приезда в Россию пояса Богородицы. "Особенно заметными атаки стали в предвыборный и поствыборный период, что свидетельствует об их политической подоплеке, в том числе антироссийской. Подключаются различные средства, разворачивается планомерная и системная дискредитационная работа. Клириков вовлекают в провокации; архипастыри и священство находятся в фокусе пристального внимания недовольных, которые ищут малейшую зацепку, для того чтобы всё извратить, создав грязный информационный повод", - отмечают иерархи РПЦ.

Далее приводилась пугающая хроника. "За последнее время произошла череда актов вандализма и осквернения храмов, начавшаяся 21 февраля с кощунства в кафедральном соборном храме Христа Спасителя. В этот день группа лиц богохульствует на амвоне в непосредственной близости от святого алтаря, частиц Ризы Господа нашего Иисуса Христа и Ризы Пресвятой Богородицы, мощей великих святых. 6 марта в соборе святого праведного Прокопия в Великом Устюге мужчина топором наносит удары по 30 иконам, представляющим большую духовную, историческую и художественную ценность; 18 марта храм преподобного Сергия Радонежского города Мозыря оскверняется хульными надписями и глумлением над изображением Честного Животворящего Креста; 20 марта в Покровский кафедральный собор Невинномысска врывается мужчина с охотничьим ножом, крушит иконы, втыкает нож в поклонный крест, избивает священника, ломает Царские врата и оскверняет алтарь Господень. В этом же контексте осуществляется клеветническая информационная атака на Предстоятеля Церкви", - отмечалось в заявлении. Несколько раз в нем упоминались средства массовой информации, которые атаку подхватывают.

Произносимые митрополитом слова верующие воспринимали молча, периодически крестясь и активно подхватывая прославление Воскресения Христова во время литургии. "Христос воскресе", - возглашали священнослужители. "Воистину воскресе", - отвечали петербуржцы.

Наряду с истинно верующими и придерживающимися православных традиций в соборе находилось немало "сочувствующих", которые примкнули к стоянию, просто зайдя в воскресный день в церковь. Никто из них не смог объяснить корреспонденту "Фонтанки", что за особенное богослужение проходит в Казанском и почему его ведет митрополит. Не могли они определить и свое отношение к тем фактам, которые Владимир в своей речи назвал "кощунством". Молодая женщина, пришедшая в храм с двумя маленькими детьми, неуверенно произнесла, что, конечно же, осуждает девушек, которые танцевали в храме Христа Спасителя, отметив, что не следит за перипетиями этой истории и о том, что у двух арестованных участниц панк-группы тоже есть дети, которые сейчас остались без матерей, не знает...

Развернуто на вопрос корреспондента "Фонтанки" уже после службы ответил мужчина средних лет, чья внешность вызывала ассоциации с последним российским царем.

По мнению собеседника "Фонтанки", акция в храме Христа Спасителя была спланированной, а девушек просто подставили, пообещав им поддержку "в случае чего". На вопрос о детях мужчина ответил твердо: они должны были думать, что делают. Да и вообще, добавил он, не похоже, чтобы задержанные вообще думали о своих детях - ведь одна из них "занималась беременная сексом в московском музее" (речь, по всей видимости, идет об акции арт-группы "Война". - Прим. ред.). Оставлять выходку "пусси" и другие богохульные акции нельзя - иначе вскоре в стране снова начнут жечь храмы и убивать священников. Девушек нужно наказать, а уж каким будет это наказание (исправработы или тюремный срок) - должно определить государство. Конечно, хотелось бы услышать от них слова покаяния, но они, похоже, к нему не готовы. Акция в храме Христа Спасителя и прочие ей подобные оскорбляют в первую очередь самого Бога, но противостоять этому должны верующие - именно поэтому речь идет об оскорблении их чувств.

В завершение беседы петербуржец с сожалением отметил, что стояние в Петербурге прошло довольно скромно. Он сам долгое время пытался узнать, во сколько начнется молебен, звонил в собор, но получал невразумительные ответы. "Почему-то не стала наша епархия заморачиваться... Надо было провести богослужения во всех храмах", - поделился своим мнением мужчина, добавив, что сам он хотел поехать в Москву, но не смог по состоянию здоровья.

"Молебное пение в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени" наметили на 22 апреля во всех кафедральных соборах России. Главная акция, во главе с самим патриархом Кириллом, - состоялась в Москве, в храме Христа Спасителя. Там была выставлена часть "слагаемых кампании против православия и Русской православной церкви". С раннего утра по новостным каналам показывали включения от храма, в которых паломники объясняли, почему они посчитали нужным оказаться в этот день в Москве и принять участие в молебне. Где-то среди этих людей была и делегация из Петербурга во главе с депутатом Виталием Милоновым, но он в объективы камер не попал.

К началу молебна, по свидетельствам очевидцев, у храма собралось более 5 тысяч человек. Нельзя сказать, что происходящее действо вызвало большое внимание у других горожан, однако блогосфера, конечно же, откликнулась. Впрочем, отметились главным образом оппозиционеры, реагирующие почти так же, как и на какие-нибудь пропутинские митинги. Что вполне логично - православные блоггеры в это время, видимо, молились.

Так, известный блоггер Илья Варламов (а теперь еще и не только блоггер, но, кажется, и кандидат в мэры Омска) вел у себя в Твиттере трансляцию от храма и писал: "Говорят, есть разнарядка, от каждого храма по 2 работника и 10 прихожан. Стоят люди со списками у Пушкинского музея и отмечают, какой храм".

"Враги Веры", стояние, байкеры за Церковь, "хоругвеносцы" в форме, как у итальянских фашистов. Россия, ХХI век", - описал свои впечатления известный политик демократического толка Леонид Гозман.

Блоггер же Рустам Адагамов, он же Drugoi, делился своими наблюдениями: "ХХС весь зачем-то огорожен грузовиками". "А ведь приди патриарх к пуськам в изолятор, поговори с ними, посодействуй, чтобы их выпустили, и всё - РПЦ на коне, все аплодируют. Вот это было бы по-христиански, по-человечески. Увещевать и простить. Тогда это Церковь, тогда это Патриарх. В свое время папа пришел в тюрьму к Агдже, который стрелял в него. Это был поступок великого пастыря. А тут суета сует и полная потеря лица", - продолжал поучать он патриарха Кирилла.

Нам же остается лишь повторить за Кириллом: "Премилосердый и всесильный, не до конца гневайся, Господи! Буди милостив нам, молит тя твоя церковь, представляющи тебе начальника и совершителя спасения нашего Иисуса Христа. Укрепи нас в правоверии силою твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом твоим божественным, да уразумеют твою истину, умягчи их ожесточение, утоли вражды и нестроения на церковь твою силою диавольскою воздвизаемая, да вси познают тебе, Господа и Спасителя нашего". Без всякой политики.