На пленарном заседании, собравшем более 50 участников, преподавателей и студентов, прозвучали 11 докладов, представленных известными учеными и педагогами из МГПУ и других учебных заведений (Московская консерватория, Институт художественного образования РАО, Институт искусствознания, Московский педагогический государственный университет, Российская академия хорового искусства, Свято-Филаретовский православно-христианский институт - СФИ).
В ходе конференции докладчики рассматривали проблему нравственности по отношению к музыкальным произведениям, а также размышляли о нравственных основах музыки и этических основах музыкального образования.
От СФИ в работе конференции с докладом "А.В. Бакушинский о музыкальности древнерусской иконы" выступил магистр богословия А.М. Копировский.
Он представил неопубликованный архивный материал, в котором содержится высказывание выдающегося искусствоведа, классика отечественной музейной педагогики А.В. Бакушинского о "музыкальности" в иконописи на примере псковской иконы XV века "Мученица Параскева и святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий". Докладчик показал, что А.В. Бакушинский не анализировал художественные качества иконы, а призывал к переживанию образа, он считал, что лишь вглядываясь и "вслушиваясь" в икону, можно проникать в ее содержание. На примере одной иконы А.В. Бакушинский показал, что при первом впечатлении воспринимается мерный строй фигур, подобный унисонному пению, осознается их единство. По мере приближения к иконе ощущается, что сочетание ярких цветов на золотом фоне создает радостный перезвон, он охватывает зрителя, и зритель начинает "слышать", цвет ощущается как звук. В последнюю очередь, в непосредственной близости от иконы, воспринимаются лики святых, исполненные огромной духовной силы и выразительности, для которых все остальные живописные элементы иконы служат лишь своего рода "фоном".
В заключение А.М. Копировский отметил, что А.В. Бакушинский предостерегал от увлечения анализом иконописи, идущим от понимания иконы как примитива. Богатство выразительных средств и художественная целостность иконы, проявившиеся, в частности, в "музыкальных" ассоциациях при ее восприятии, прямо соотносились им с духовностью, объединяющей эстетическое и этическое действие иконы на зрителя.
Тема конференции была признана весьма актуальной всеми ее участниками. В следующем году кафедра планирует вернуться к ней вновь. Предполагается, за счет некоторого сокращения количества докладов, выделить больше времени как для докладчиков, так и для свободной дискуссии, сообщает пресс-служба СФИ.