Йом-Кипур по еврейскому календарю приходится на десятый день месяца тишрей. В девятый же день отмечается Эрев Йом-Киппур (канун Дня Искупления). Он начинается с вечерней молитвы в синагоге. В этот день совершается обряд капарот - принесение искупительной жертвы за личные грехи: для этого либо забивается (режется) домашняя птица, мясо которой затем раздается бедным, либо делается финансовое пожертвование в общину на благотворительные цели.
Десятый день тишрея считается одним из самых важных и самых торжественных дней в иудейском календаре, поскольку является днем окончания суда Всевышнего над людьми, когда все раскаявшиеся в грехах получают прощение и записываются на Небесах в Книгу жизни, на которую налагается печать.
Хотя Йом-Кипур является завершением десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека (днем ее определения считается Рош ха-Шана, иудейский Новый год), несмотря на это, Йом-Кипур не принято считать днем печали и скорби, потому что, согласно Талмуду, именно в этот день Моисей получил вторые скрижали Завета.
Тора предписывает в Йом Кипур "никакой работы не делать" и "изнурять душу", так как "это день искупления пред Господом". Согласно Талмуду, "изнурение души" подразумевало пять запретов - на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость. Необходим также отказ от всех развлечений. В Йом-Киппур принято надевать во время молитвы особую белую одежду - китл - как символ очищения от грехов. В синагогах читается молитва поминовения усопших, молитвы покаяния и молитва о восстановлении Иерусалимского Храма.
День завершается торжественным троекратным возгласом: "Господь - Бог наш, Господь един. Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков", и семикратным повторением: "Бог - Господь". После этого трубят в шофар и вся община трижды восклицает: "В будущем году - в Иерусалиме".
Обращаясь к иудеям в преддверии праздника, главный раввин России Берл Лазар отметил, что в Йом-Кипур покаянная молитва имеет особую силу.
"Пусть в этот день благодаря нашей молитве раскроются наши сердца, пусть Бог увидит в них решимость делать в наступившем году только правильные дела, и пусть Он поставит печать для нас на хороший и сладкий Новый год", - приводит портал "Интерфакс-Религия" слова Берла Лазара.
Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода в своем поздравлении напоминает, что Тора называет Йом-Кипур "субботой суббот", что говорит об огромной святости этого дня даже по отношению к такому значительному празднику еврейского календаря, как шаббат.
"Хочу в канун святого дня Йом-Кипур пожелать каждому из нас искренне пройти этот непростой для всех путь раскаяния. Ведь в результате раскаяния мы способны достигнуть новой ступени нравственности, на которую нам не удавалось подняться до искупления. И пусть это не только обеспечит вам хорошую печать в Книге Жизни, но и приблизит конечное, главное искупление, связанное с приходом Машиаха", - желает иудейский лидер.
Во вторник вечером прихожане синагоги в Марьиной Роще соберутся в центральном молельном зале. Перед началом службы каждый женатый мужчина зажигает "свечу жизни", которая горит 24 часа. Тот, кто произносит поминальную молитву по усопшим родственникам, зажигает дополнительную свечу у себя дома.