Накануне в Иране в возрасте 83 лет скончался аятолла Мохаммед Реза Махдави Кани, занимавший пост председателя иранского Совета экспертов
Global Look Press
Накануне в Иране в возрасте 83 лет скончался аятолла Мохаммед Реза Махдави Кани, занимавший пост председателя иранского Совета экспертов - влиятельного органа, вырабатывающего рекомендации для руководства страны и обладающего правом назначения духовного лидера Исламской республики.

По информации агентства France Press, ссылающегося на иранские СМИ, глава совета был госпитализирован в начале июня из-за проблем с сердцем и после этого не выходил из комы. Он скончался в результате остановки сердца. Президент Ирана Хасан Роухани после его смерти объявил в стране двухдневный траур.

В Совет экспертов входят избираемые в ходе всенародного голосования на восьмилетний срок 88 представителей мусульманского духовенства, определяющие основные направления внутренней и внешней политики ИРИ. Мохаммед Реза Махдави Кани возглавил орган в марте 2011 года, сменив на этом посту экс-президента страны и оппозиционного политика Акбара Хашеми Рафсанджани, сообщает РИА "Новости".

Как отмечается в комментарии BBC, будущее Ирана до некоторой степени зависит от того, какая фракция в Совете экспертов, где существуют консервативная и умеренная группы, получит власть.

Консерваторы, которые составляют большинство, поддерживают аятоллу Хаменеи. Они считают, что глава Исламской республики - представитель Бога на Земле и должен ему повиноваться. Представители умеренной группировки также верят в божественную роль лидера страны, но полагают, что он поставлен править людьми и должен отвечать перед ними.

Некоторые представители умеренного крыла призывают к изменениям существующей модели правления в Иране, предлагая, например, чтобы правление преемника аятоллы Хаменеи не было пожизненным и ограничивалось фиксированным сроком. По их мнению, Совет экспертов должен также более тесно сотрудничать с будущим лидером. Однако аятолла Хаменеи отказался от любых разговоров о каких бы то ни было реформах, пока он является главой государства.

Напомним, что в начале октября была распространена информация о том, что власти Ирана начали готовить граждан страны к тому, что верховному руководителю Исламской революции (рахбару) Али Хаменеи в скором будущем понадобится преемник. Новости о состоянии здоровья великого аятоллы превратились из табуированной темы в часть выпусков новостей. В начале сентября аятолла пережил операцию на простате.

Эксперты называют имена трех возможных преемников Хаменеи. Основным претендентом считается заместитель главы Совета экспертов Махмуд Хашеми Шахруди, который считается доверенным лицом нынешнего главы государства. В прошлом 66-летний богослов возглавлял судебную систему Ирана.

Шахруди известен своими консервативными взглядами и выступает за ограничение свободы СМИ и деятельности адвокатов. В то же время он многое сделал для облегчения участи преступников, не совершавших тяжкие преступления, а также освободил детей младше 12 лет от уголовной ответственности.

Именно ему Хаменеи поручил разрешить конфликт между верным верховному руководителю парламентом страны и выступившим против рахбара президентом Махмудом Ахмадинеджадом. Что не менее важно, Шахруди поддерживает командование Корпуса стражей Исламской революции (КСИР).

Вторым среди возможных кандидатов считается бывший президент Исламской республики Иран Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Влиятельный политик в 1989 году сыграл ключевую роль в процессе избрания Хаменеи главой государства и в конце того же года был избран президентом.

Однако ему может помешать возраст - 80-летний Рафсанджани на пять лет старше Хаменеи. Кроме того, близость Рафсанджани к реформаторам оттолкнет от него консервативный религиозный истеблишмент и командование КСИР.

Третье имя в списке преемников - аятолла Садек Лариджани, представитель одного из самых влиятельных кланов в иранском руководстве. Аятолла - родной брат председателя парламента Али Лариджани. Однако он считается аутсайдером гонки.

Аналитики отмечают, что смерть Хаменеи может вызвать новые массовые выступления в поддержку демократических реформ. Реакция властей на эти требования определит лицо Ирана на ближайшие десятилетия.

Согласно конституции Ирана, рахбар обладает огромными полномочиями, которые значительно превышают президентские. Он является верховным главнокомандующим и назначает начальника генерального штаба и командующего КСИР. Совместно с Советом целесообразности он определяет политику страны.

Высший руководитель - главный религиозный авторитет и верховный судья. Совместно с парламентом он определяет состав Совета стражей Конституции, который обладает правом вето всех государственных решений. С санкции депутатов он имеет право объявлять войну.