При этом старообрядцы на состоявшемся накануне заседании Собора не могли не обратить внимания на заявление, сделанное архиепископом Иларионом около месяца назад на заседании дискуссионного клуба "Валдай". Тогда "министр иностранных дел" РПЦ заметил, что, по его мнению, церковный раскол XVII века "появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными". "В свое время старообрядческий раскол охватил миллионы людей, сегодня старообрядцы малочисленны", - добавил председатель ОВЦС МП. Как заметил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" православный публицист, прихожанин РПСЦ Андрей Езеров, с точки зрения старообрядцев как раз утверждения "никонианского" архиепископа могут показаться смешными или обидными. "Понятно, что Иларион не должен быть специалистом по теме раскола и истории древлеправославия, но он мог или подготовиться к заданному ему вопросу или не отвечать на него", - полагает Езеров.
Заметим, что программное выступление митрополита Корнилия на Освященном соборе было выдержано отнюдь не в полемических тонах. Глава РПСЦ воздал должное властям, которые "в последнее время проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству, охотно встречаются со старообрядцами, оказывают посильную помощь". "Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московским патриархатом", - подчеркнул митрополит. Естественно, добавил он, этот диалог не должен касаться вероучительных компромиссов, которые невозможны для старообрядцев, чьи вожди начиная с протопопа Аввакума были готовы "умереть за единый аз" церковного устава.
Следует при этом напомнить, что прошлый Освященный собор, прошедший в 2007 году, подтвердил: с точки зрения старообрядцев "никониане" уклонились от истинной веры. Межцерковное общение, по мнению предстоятеля РПСЦ, могло бы "способствовать возрождению духовно-нравственных традиций нашего народа через осмысление причин и отрицательных последствий раскола". Впрочем, как заметил митрополит Корнилий, этот диалог обещает быть весьма трудным.
Нельзя сказать, что и "никониане" не делают шагов навстречу староверам. Еще в 1971 году Поместный собор РПЦ снял клятвы собора 1666-1667 годов на приверженцев старых обрядов - таким образом формально аннулировав последствия раскола. Этот шаг был сделан не без участия одного из наиболее влиятельных церковных деятелей того периода - митрополита Никодима (Ротова), который считается духовным наставником нынешнего Патриарха Кирилла.
Сейчас РПЦ официально заявляет о готовности взаимодействовать со всеми старообрядческими церквами и согласиями. Так, на прошедшем 2 октября заседании комиссии патриархии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством было заявлено, что МП ведет диалог как с РПСЦ, так и с другой крупной старообрядческой организацией - Древлеправославной церковью, возглавляемой архиепископом Александром (Калининым).
Между тем на Освященном соборе широко обсуждались противоречия в среде самих старообрядцев - не идейные, а административные. На прошлом соборе, когда часть паствы выразила несогласие с тем, что митрополит Корнилий приветствовал Патриарха Алексия II братским целованием, от РПСЦ отпала ее Дальневосточная епархия, которая заявила о намерении перейти в другую юрисдикцию - в ведение Белокриницкой митрополии, чей центр находится в румынском городе Брэила. Теперь старообрядцам предстоит уврачевать этот, на сей раз внутренний, раскол, отмечает "Время новостей".