"Думаю, нельзя оценивать однозначно произведения выдающихся творцов. Можно с чем-то соглашаться, с чем-то нет, но категоричность здесь неуместна", - заявил Алексий II.
В частности, Льва Толстого Алексий II назвал гением русской литературы. "Многие его произведения исполнены глубокой силы - не только литературной, но и духовной. Однако он впал в гордыню и попытался создать собственное Евангелие и таким образом сам отлучил себя от веры и Церкви", - сказал Патриарх.
Он особо отметил, что Церковь не предавала Л. Толстого анафеме, он "сам порвал с Церковью", а она "только констатировала факт его добровольного отречения". "Таким образом, прежде чем говорить о возвращении этого классика в лоно Церкви, следует задаться вопросом: "А можем ли мы навязывать человеку через столетие то, от чего он сам отказался?" Не можем, конечно", - сказал Патриарх.
В то же время он считает, что "Война и мир", "Анна Каренина" и многие другие произведения Л. Толстого - это "непревзойденные шедевры, классика литературы". "Хотя есть и творения, с которыми трудно согласиться", - добавил он.
"Также не стоит однозначно относиться и к талантливому писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову. В его произведениях есть много верного", - сказал Алексий II.
Говоря о творчестве Александра Солженицына, он признал, что этот писатель "многое вскрыл из того безобразного, вопиющего, что пережил в сталинских лагерях, и в историческом смысле это ценно". "Однако двадцатилетний разрыв с Россией удалил его от нашей реальности. Почему-то Александр Исаевич решил, что вернется домой пророком", - сказал предстоятель РПЦ.
Одновременно он выразил надежду на то, что А. Солженицын "разглядит в сегодняшних буднях ростки возрождающейся России, и это найдет достойное отражение в его творчестве". "Нужно уметь заглянуть и в будущее, а не жить одним печальным прошлым. Христианин - и это мое глубокое убеждение - должен быть оптимистом", - подчеркнул Патриарх.
Сам он в свободное время любит перечитывать Чехова и Тургенева, язык которого считает самым прекрасным в русской литературе. Из музыки предпочитает классику, советские песни военных времен и очень любит пение под гитару.
От текущих дел и забот главе РПЦ помогают отвлечься его домашние любимцы, среди которых не только собаки и кошки, но также куры, козы и коровы. "С ними я отдыхаю и на какое-то время отключаюсь от повседневной текучки", - сказал Патриарх, сообщив, что больше всего любит своего десятилетнего пекинеса по кличке Чижик и кенара - поющую птицу, которую Алексию II подарили в приюте для девочек.
Крепких напитков Патриарх не употребляет, но иногда позволяет себе немного хорошего красного вина, причем желательный сорт для него - "Каберне".