Как подчеркнул в своем блоге Георгий Кочетков, необходимо различать критику злоупотреблений правами человека и борьбу против самих прав человека.
Размышляя над словами патриарха о "глобальной ереси человекопоклонничества", которое он назвал "новым идолопоклонством, исторгающим Бога из человеческой жизни", Георгий Кочетков написал, что эта важная тема "не была сразу понята обществом", выразив при этом опасение, что и Церковью она тоже не была понята. "Судя по откликам, расхождение здесь чрезвычайно велико", - говорит священник.
"Современное секулярное общество признает права человека сами по себе, независимо от источника, который определяет те или иные права, или признает в качестве этого источника социум, или производственные отношения, или общественную необходимость, или космические порядки, или самого человека как индивидуума, о котором и говорил патриарх, индивидуума - то есть человека эмпирического, падшего, не святого и не претендующего на святость и общение со святыми и святым Богом", - отметил Георгий Кочетков.
"Современные люди, - подчеркнул он, - привыкли думать о правах человека только с точки зрения своего индивидуального права, но часто не могут понять, что право - это еще и наша ответственность, а значит, и самоограничение, право - это еще и обязанность человека, и обязанность даже в первую очередь, но только принятая на себя добровольно, из любви к Богу и человеку, к Божьему творению и к жизни, всякой жизни как дару свыше".
"Патриарх в своей проповеди поднял вопрос христианской антропологии - вот что важно. Отторгая идею человекопоклонничества, в день Торжества православия он говорил о том, как легко из человека сделать идола, как можно объявить критерием истины в последней инстанции любое падшее существо из человеческого рода или мнение большинства", - подчеркнул ректор СФИ.
По его словам, "непонимание современными людьми глубоких антропологических и богооткровенных основ приводит к тому, что расцветает эгоизм, расцветают человеческие страсти - не важно, какие они - плотские или душевные или духовные, общественные или индивидуальные - и побеждает не человек в своем призвании, носитель образа и подобия Божьего, побеждает не Бог, Который создал человека и мир и даровал им качества красоты и доброты, любви, свободы и истины, способность к познанию".
"Для современного человека, обычного секулярного человека чаще всего этих вещей не существует, - добавил он. - И тогда действительно всякая критика злоупотреблений человеческими правами воспринимается как борьба против самих прав человека. Поскольку права эти не поняты так глубоко и целостно, как это проистекает из христианской эсхатологии и антропологии, а также космологии".
Выступление патриарха, подчеркнул Георгий Кочетков, "открывает путь для антропологических исследований и снова приводит к тем глубоким вещам, о которых давно в Церкви не говорилось или почти не говорилось, но о которых на самом деле давно писали, в том числе великие русские мыслители, богословы, философы", такие, как, например, Николай Бердяев, которого никто не заподозрит в сервилизме, тем более в отношении советской власти.
Бердяев, подчеркнул священник, "много сделал для того, чтобы связать христианскую антропологию с даром творчества, свободы, любви, чтобы увидеть в человеке личность, а не просто индивидуальность или некое идеальное существо".
Георгий Кочетков призывает делать из сказанного выводы. "Пора уже продолжать эту работу в самой Церкви, которая могла бы показать людям всего мира, что есть человек и как он может жить перед Богом не как раб, а как достойное чадо, достойный сын Его", - заключает ректор СФИ.
Напомним, что накануне руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков назвал реакцию на слова патриарха "очень примечательной". "Как забеспокоились многие, как закачались основы бытия, как вдруг заволокло небо мрачными тучами! У одних - холодный ветер Средневековья, у других - отсылки к Основному закону и его гаранту", - написал Волков на своей страничке в социальной сети Facebook, комментируя критику высказываний патриарха в ряде СМИ.
"Есть просто очень понятная и очевидная для всех, как и всегда, Правда. Но Правду ведь часто невозможно признать, поскольку она нарушает нашу свободу совершать грех. Так что обличители патриарха тем самым обличают себя в готовности закрывать глаза на Правду", - написал Александр Волков.
Патриарх, подчеркнул он, не предлагает отменять или оспаривать права человека, "но отмечает необходимость определить правам личности их законное и правдивое место в иерархии ценностей".