Вместе с группой, насчитывающей 300 буддистов из 29 стран мира, он побывает в шести городах Российской Федерации, преодолев 10 452 км по Транссибирской магистрали. В программе тура - посещение главного бурятского праздника Сагаалган в Улан-Удэ, визит в центры медитации и места паломничества буддистов, участие в Международном фестивале "Буддизм.ru", публичные лекции и автограф-сессии. В поездке принимают участие последователи буддизма из России, Украины, Белоруссии, а также Австралии, Австрии, Англии, Болгарии, Венгрии, Венесуэлы, Германии, Голландии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Мексики, Польши, Словакии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, сообщается в пресс-релизе организаторов тура, поступившем в редакцию NEWSru.com.
18-19 января лама Оле Нидал стал почетным гостем Пятого Международного фестиваля "Буддизм.ru", открывшегося в Санкт-Петербурге. Там он выступил с публичной лекцией. Посетители фестиваля имели возможность увидеть фильмы, посвященные древней религии, познакомились с выставкой произведений буддийского искусства, приняли участие в мастер-классах и медитационных сессиях. Участники тура посетили Эрмитаж, где в прошлом году после долгого перерыва открылась постоянно действующая экспозиция "Культура и искусство Центральной Азии", а также побывали в дацане, построенном в Северной столице в 1915 году.
Следующим пунктом зимнего тура стала Москва, где 20 января лама Оле выступил с лекцией "Буддизм в современном мире". Помимо двух столиц, в программе тура - посещение Самары (22-23.01.2014), Омска (25-26.01.2014), Томска (27-29.01.2014), Улан-Уде (31.01-1.02) и Владивостока (5-9.02.2014). Во всех этих городах пройдут публичные лекции и автограф-сессии Оле Нидала, посвященные выходу его новой книги "Освобождающая медитация: Взгляд - Медитация - Действие", подготовленной издательством "Эксмо".
Особым пунктом программы зимнего тура станет посещение столицы Бурятии Улан-Удэ, где участники поездки 31 января встретят Сагаалган - праздник Белого месяца, или буддийский Новый год, традиционно отмечаемый в республике. Сагаалган имеет многовековую традицию, он тесно связан с буддийским мировоззрением. Перед наступлением Нового года совершается особый ритуал очищения - Дугжууба. Во время этого ритуала разжигается костер, в котором сжигается все негативное. Накануне буряты готовятся к празднику, избавляясь от всего сора. Круглосуточно в дни Нового года в дацанах совершаются торжественные службы - хуралы, а также обряд запуска "коней ветра удачи". Их изображения привязывают к дереву или на крыше дома, чтобы они развевались на ветру, что, как верят буддисты, должно принести здоровье, счастье и достаток для всех живых существ. В буддизме считается, что каждое существо может достичь просветления, полностью раскрыв свой внутренний потенциал. Первым это сделал Будда Шакьямуни. Он и дал путь, по которому может пройти каждый желающий, достигнув такого же результата.
Традиционной частью зимнего тура буддистов является визит в Иволгинский дацан, расположенный неподалеку от Улан-Удэ. В главном дацане Бурятии пребывает буддийская святыня - нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. Поклониться ему в дацан ежегодно устремляются тысячи паломников. Известно, что 15 июня 1927 года российский хамбо-лама оставил распоряжение, согласно которому его захоронение предписывалось открыть через много десятков лет. В 2002 году его тело достали из земли и обнаружили, что оно не подверглось распаду. Ученые, изучавшие феномен Итигэлова, сообщили, что характеристики тканей тела соответствуют свойствам тканей живого человека. Буддийские священнослужители считают, что хамбо-лама Итигэлов уже более 85 лет находится в состоянии глубокой медитации. Буддистам известно, что подобные явления имели место и ранее в Тибете, а также других буддийских странах.
История единственного в своем роде буддийского тура насчитывает свыше 20 лет. Традиция посещения России родилась из ежегодной поездки ламы Оле Нидала и его учеников в рамках мирового лекционного турне. Датчанин Оле Нидал - первый лама европейского происхождения. Он был учеником главы тибетской традиции Карма Кагью Кармапы XVI Рангджунга Ригпе Дордже. Мастер медитации и автор более десятка книг, ежегодно Лама Оле дважды огибает земной шар, выступая с лекциями и проводя курсы медитации.
По словам президента Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью Александра Койбагарова, "буддизм - не что иное, как путь познания и совершенствования ума". "В России, где буддизм является одной из четырех традиционных религий, у этой конфессии есть своя история и последователи. Совместное путешествие буддистов по огромной и прекрасной стране России, знакомство с духовным богатством ее народа, невероятный опыт посещения святынь и дацанов - это уникальный шанс прикоснуться к неотъемлемой части российской культуры", - подчеркивает Койбагаров.
Буддизм является одной из четырех традиционных для России религий. Его история уходит в глубокую древность, а в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан официально. В России, согласно различным источникам, насчитывается около 1-1,5 миллиона последователей этой религии. Исконно буддийскими регионами России считаются Калмыкия, Бурятия и Тыва. Однако буддийское учение стало уже давно популярным и за их пределами. Веками буддийская культура развивалась на территории России. Наличие буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX - начале XX века в России сформировалась сильнейшая в мире востоковедческая научная школа.
В трудные 30-е годы XX века наступил период гонений на буддизм и буддологию как науку. Многие ламы и монахи погибли в лагерях ГУЛАГа, все храмы и монастыри были закрыты или разрушены. Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-60-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80-90-х годов. Были вновь открыты отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах. Одновременно в Бурятии, Калмыкии, Тыве стали восстанавливать уцелевшие буддийские храмы и ступы, а также открывать новые, создавать при монастырях учебные заведения, приглашать буддийских учителей из-за границы. Интерес к буддизму в широких слоях российского общества способствовал появлению буддийских центров для мирян практически во всех городах и регионах Российской Федерации.