Чтобы это замечательное событие свершилось, понадобились долгие и сложные переговоры, и не только представителей государственных учреждений и христианских Церквей. Икона считалась разменной картой в непростых отношениях православных и католиков - первоначальным условием ее возвращения был визит Папы Римского в Россию. Теперь ясно, как утверждают "Известия", что икона будет передана в Казань - город, где она и была обретена, независимо от того, ступит ли глава Ватикана на российскую землю.
Решение о возвращении иконы в Казань уже принято, и, хотя участники переговоров этого прямо не подтверждают, из их комментариев ясно - православная святыня вернется на родину. В казанской администрации, отмечает газета, воздержались от комментариев - "как бы не сглазить", - но сослались на то, что отдельным пунктом в федеральной программе по празднованию 1000-летия Казани значится возвращение иконы Казанской Божией Матери.
Работа над этим пунктом ведется на разных уровнях - вплоть до высшего руководства страны, поскольку госкомиссию по празднованию казанского юбилея возглавляет президент Путин.
Мэр Казани Камиль Исхаков еще на встрече в Ватикане обещал, что первоначально чудотворная икона найдет пристанище в Благовещенском соборе Казанского кремля, а затем городские власти восстановят разрушенный храм Богородицкого монастыря, в котором икона хранилась почти полтысячелетия. Сегодня это территория Казанской табачной фабрики, которой подыскивают другое место.
"Впервые о возвращении иконы Казанской Божией Матери заговорили в Татарстане в конце 90-х годов. О ее местонахождении нам сообщили католики Германии. Но тогда наши обращения в Ватикан остались без ответа. По второму кругу мы отправились в 2000 году вместе с мэром Казани Камилем Исхаковым. Если обращается глава города, в котором обретена икона, это звучит совсем иначе. И нас в октябре 2000-го принял Папа Римский. Мы передали ему личное письмо президента Татарстана Минтимера Шаймиева, просившего главу Католической Церкви помочь возвращению реликвии на родину", - рассказал "Известиям" Рафаэль Хакимов, советник президента Татарстана по политическим вопросам.
Конечно, есть и проблемы: в Казани икону считают своей, а представители Русской Православной Церкви полагают, что ее родина - вся Россия. Но, подчеркнул Хакимов, "куда бы икона ни вернулась, она будет рядом с верующими". Да и сама процедура возвращения юридически сложна и во многих важных деталях еще не ясна.
В Министерстве культуры РФ, которое по своему положению, определенному правительством, проводит работу по возвращению из-за рубежа культурных ценностей, на вопросы "Известий" отвечали неохотно. Здесь считают, что, пока условия и процедура передачи еще не окончательно определены, говорить о событии рано.
"Мы около года ведем переговоры с Ватиканом о передаче иконы. Обе стороны пришли к выводу, что до принятия конкретных решений и обозначения возможных процедур, которыми будут руководствоваться все участники процесса передачи, должна быть проведена экспертиза. Необходимо точно выяснить, с какой именно святыней мы имеем дело", - сказал "Известиям" заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.
Уже создана комиссия, в которую входят и музейные эксперты, и представители православной церкви, и представители правительства Татарстана. Эта комиссия подготовила предварительное заключение на основе имеющихся в России материалов. Дальше она будет работать над изучением иконы вместе с экспертами Ватикана.
"Передача должна состояться в соответствующем правовом поле, важно точно установить, кому именно принадлежала икона раньше - частному лицу или Православной Церкви. Конечно, сам факт доброй воли Ватикана очень важен, но для нас в переговорах главное, чтобы возвращение иконы привело к улучшению отношений между Православной и Католической Церквями, а не усилило противоречия между ними", - уверен Хорошилов.
По мнению заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархата (ОВЦС МП)) протоиерея Всеволода Чаплина, которое он высказал в интервью "Известиям", Русской Православной Церкви хотелось бы, чтобы икона вернулась в храм. Она создана для верующих и должна принадлежать им. В любом случае, икона незаконно находится за пределами России, и вернуть ее - долг каждого честного человека. "Поэтому мы считаем недопустимым выставление каких-либо условий ее возвращения. Однако вопрос о визите Папы в Россию и возвращении Православной Церкви иконы, по нашему мнению, объединять нельзя", - сказал представитель ОВЦС МП.
Глава секретариата ОВЦС по межхристианским связям Игорь Выжанов заявил между тем, что даже в среде церковных исследователей существует много версий того, как Казанская икона Божией Матери оказалась в апартаментах Папы Римского. Самой распространенной из них является следующая: чудотворная икона Божией Матери до 1612 года находилась в Казанском Богородицком монастыре, откуда ее вывезли в Москву войска князя Минина. В Москве икона обрела постоянное место пребывания в Казанском соборе на Красной площади, откуда в 1904 году ее украл некто Чайкин. Далее след иконы теряется. Однако после Первой мировой войны некий английский аристократ заявил, что купил в Польше подлинную Казанскую икону. Эти сведения решил проверить известный католический историк Георг Вайгель, который посетил имение аристократа в сопровождении русской княгини-эмигрантки и православного архиерея. Последние узнали в иконе чудотворный образ, хранившийся в Казанском соборе. Через некоторое время владелец иконы обеднел и был вынужден продать ее. Здесь след образа теряется повторно. В семидесятых годах священник-иезуит из Фатинского апостолата (монашеское объединение внутри ордена) увидел на аукционе в США икону и привез ее в итальянский город Фатину. В 1993 году Папа Римский посетил этот город, и монахи подарили ему икону Казанской Божией Матери. С тех пор образ постоянно находится в личных апартаментах Папы и покидает их только в связи с переездом Иоанна Павла II в летнюю резиденцию.
"Наша Церковь никогда не вела специальных переговоров о передаче иконы. В 1997 году, когда готовилась встреча Святейшего и Папы, католики сами предложили передать ее из рук Понтифика в руки Патриарха. Однако встреча сорвалась, и инициатива передачи иконы России медленно угасла", - отметил Игорь Выжанов.