Церковные деньги остаются запретной темой в Греции, замечает автор публикации в Le Mondе. Доходы Церкви облагаются налогами, но, как заявил профессор социологии религии Университета Родоса Поликарпос Карамузис, есть две большие проблемы: отсутствие экономической системы для подробного описания настоящих доходов и отсутствие сведений о масштабах церковной собственности.
Такая ситуация устраивает и Церковь, и государство, считает депутат Стефанос Манос - один из немногих греческих политиков, настаивающих на разделении Церкви и государства. "Правительство с большими предосторожностями вводит налоги для Церкви или ВПК, тогда как рабочих и пенсионеров никто не спрашивает, они должны платить вне зависимости от того, нравится им это или нет", - возмущается лидер крайне левых Алексис Ципрас.
В марте 2010 года социалистическое правительство Георгиоса Папандреу решило ввести налог в размере 20% на коммерческие доходы Церкви и от 5% до 10% на декларируемые пожертвования. 10 тыс. священнослужителей и епископов получают зарплату от государства, ежегодно расходующего на эти цели 220 млн евро. Попытки предыдущего министра финансов сократить участие государства потерпели фиаско, а нынешний министр Евангелос Венизелос, близкий православным кругам, ничего подобного не планирует, отмечает Le Mondе.
Всякий раз, когда речь заходит о церковном имуществе (а это случается все чаще), митрополит Афинский Иероним заявляет, что богатство Церкви - "миф". В то же время греческие СМИ публикуют документы, свидетельствующие о размерах церковного состояния. Согласно правоцентристскому Kathimerini, в 2008 году состояние Церкви составляло 700 млн евро, бывший министр экономики Стефанос Манос оценивает его в более чем миллиард евро.
"Но здесь речь идет лишь о части церковного имущества, принадлежащей центральному аппарату Церкви. Эти цифры не относятся к собственности ни приходов, некоторые из которых очень богаты, ни греческих епархий, пользующихся широкой автономией, не говоря уже об имуществе 450 монастырей и собственности Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархатов в Греции", - пишет газета.
"У Греции куча денег перед глазами, а она делает вид, что не замечает их", - возмущается писатель Василис Алексакис. Церковь занимает второе (после государства) место по количеству принадлежащих ей земель, она владеет собственностью в престижных районах Афин и богатых пригородах столицы, а также 1,5% акций Национального банка Греции, где у нее есть свой представитель в совете директоров - митрополит города Иоаннины Теоклитос, по данным журнала Forbes, получивший в 2008 году 24 тыс. евро в качестве вознаграждения. Именно он активно выступал против увеличения церковных налогов, заявляя, что Церковь "отказывается расплачиваться за чужие ошибки". И только два митрополита предложили отказаться от своих зарплат в размере 2200 евро.
Новая стратегия Церкви заключается в том, чтобы извлекать прибыль из принадлежащего ей имущества и затем использовать ее в благотворительных целях. Но такие филантропические наклонности появились у Элладской церкви совсем недавно и пока не носят устойчивого характера, отмечает газета.