Эвритмия – художественная форма выражения музыки и речи в движении и пространстве. Эта пластическая система является одним из наиболее актуальных европейских направлений в современном искусстве самовыражения, отмечается в пресс-релизе проекта. Эвритмия построена на глубоком понимании духовного существа человека - основе, разработанной Рудольфом Штайнером – основателем антропософии. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом, передавая все художественные и смысловые оттенки музыки. В таком исполнении важны все составляющие – музыка, пластика, световая партитура, цветовая гармония костюмов. Зритель, находящийся в зале, слушает оркестр и в то же время способен видеть исполняемую музыку - структуру музыкального произведения, тоны, мелодию, ритм, выраженные пластикой артистов. Эвритмист должен знать оркестровую партитуру так же хорошо, как музыкант. Элементы эвритмического движения складываются в хореографический рисунок, который представляет течение музыки на сцене. К этому добавляется яркая гамма тонко построенного освещения. Таким образом, драматургия всего музыкального произведения - мажор и минор, форте и пиано, все его ритмы - словно окутана цветовым пространством. До некоторой степени в эвритмии воплощены мечты композитора Александра Скрябина о световом органе, который сделал бы его произведения видимыми в многоцветии красок.
Одно из необходимых условий эвритмического представления – живой звук. Акустика большого зала ТКЗ "Дворец на Яузе" считается одной из лучших в столице. Именно поэтому организаторы редких для Москвы выступлений эвритмистов сделали свой выбор в его пользу.
Появившись в начале XX века в Швейцарии и Германии, эвритмия получила признание и стала популярной во всем мире. В России у истоков этого движения стояли такие известные личности, как Андрей Белый (считавший Штайнера своим учителем), Ася Тургенева, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова и другие. Сегодня в России работают коллективы и школы эвритмии, проводятся фестивали.
Существует три основных направления эвритмии: художественное, педагогическое и терапевтическое. Вновь соединить сферу мышления человека с его природой, пробудить волю, помочь от состояния хотения и мечтания перейти к действию, к самореализации – вот основная цель этого молодого искусства.
Швейцарская труппа Гётеанума (Goetheanum-Bühne) была создана в городке Дорнах, близ Базеля, где зарождалось искусство эвритмии. Постоянным местом представлений этого коллектива является концертный зал Гётеанума, построенный по проекту Рудольфа Штайнера. Это самая известная эвритмическая труппа, с успехом выступающая в разных странах, определяющая основные направления развития художественной эвритмии.
Штутгартский Ансамбль Эльзы Клинк (Else-Klink-Ensemble) также имеет непосредственное отношение к истокам этого искусства. В 1924 году Рудольф и Мария Штайнер основали в Штутгарте Эвритмеум – школу и место для интенсивной творческой работы по развитию искусства эвритмии. С 1935 года им руководила Эльзе Клинк, чье имя носит теперь эвритмический коллектив. Благодаря ее целеустремленности и блестящему артистическому мастерству ансамбль Эвритмеума завоевал признание и любовь в обществе, а также международный успех.
"Симфония–Эвритмия" – это совместный проект двух замечательных коллективов, первый концерт которого состоялся в 2004 году. С этого момента швейцарско-германская группа успешно выступала во многих крупных театрах Европы.
Последние годы труппа проекта "Симфония-Эвритмия" неизменно выступает с оркестром "Гнесинские виртуозы" под управлением заслуженного артиста России Михаила Хохлова, представляя европейской публике произведения Шютца, Моцарта, Бетховена, Брукнера, Дворжака, Шостаковича, Шнитке, Губайдуллиной. Зарубежная критика отмечает высочайший профессиональный уровень оркестра молодых музыкантов и его необычайно широкий репертуарный диапазон. За 15 лет своего существования оркестр дал свыше 450 концертов, выступая в лучших залах России, гастролируя в Европе, Америке, Японии. В качестве солистов с оркестром неоднократно выступали Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Рудин, Татьяна Гринденко, Наталья Шаховская, Наум Штаркман и многие другие. Издано девять компакт-дисков оркестра. Молодые виртуозы Гнесинки постоянно участвуют в самых престижных международных музыкальных мероприятиях в России и за рубежом. Многие из тех, кто начинал в этом оркестре, стали известными музыкантами, лауреатами международных конкурсов, солистами, выступающими на самых престижных сценах.
Нынешняя, третья программа проекта "Симфония-Эвритмия", показанная в Москве, по традиции включала два совершенно разноплановых произведения: "Шотландскую симфонию" Феликса Мендельсона и "Ламентате" выдающегося композитора современности Арво Пярта.
"Шотландская симфония" - одно из наиболее известных и исполняемых произведений Мендельсона. Симфония отличается лирическим настроением, объемными и яркими музыкальными образами, мистической атмосферой легенд и былей суровой и прекрасной северной страны. В исполнении "Симфонии–Эвритмии" она получает яркое и удивительное по красоте пластическое воплощение на сцене.
"Ламентате" Арво Пярта – это, по словам самого композитора, песнь оплакивания, предназначенная "не для умерших, – для живых". Это интереснейший образец стиля "новой простоты", к которому Пярт пришел от григорианских хоралов. Проникновенное, чистое звучание оркестра "Гнесинские виртуозы" в сочетании с красочным хореографическим действом создает особую атмосферу, оставляя у зрителей незабываемое впечатление.
В интервью NEWSru.com руководители швейцарского и германского ансамблей Карина Шмид и Бенедикт Цвайфель отметили перед началом выступлений, что впервые показывают эту программу российскому зрителю и с интересом ждут, как "Симфония-Эвритмия" будет встречена в Москве. Столичная публика не разочаровала организаторов проекта. Выступление артистов было встречено с большим воодушевлением.