Когда солнце скроется за горизонт, прозвучит тревожный, в течение тысячелетий не претерпевший изменений, звук шофара
Архив NEWSru.com
Сегодня 21 сентября (9-й день месяца тишрей по еврейскому календарю) с вечерней молитвы в синагогах всего мира для иудеев наступает Йом Кипур – День искупления, или Судный день.

В этот день совершается обряд капарот - принесение искупительной жертвы за личные грехи: для этого либо забивается (режется) домашняя птица, мясо которой затем раздается бедным, либо делается финансовое пожертвование в общину на благотворительные цели.

Йом-Кипур считается одним из самых важных и самых торжественных дней в иудейском календаре, поскольку является днем окончания суда Всевышнего над людьми, когда все раскаявшиеся в грехах получают прощение и записываются на Небесах в Книгу жизни, на которую налагается печать. В этот день устанавливается запрет на все виды работ, а также на ношение кожаной обуви и умывание. В течение суток соблюдается строгий пост: отказ от всех развлечений и полное воздержание от еды и питья. В Йом-Киппур принято надевать во время молитвы особую белую одежду - китл - как символ очищения от грехов. В синагогах читается молитва поминовения усопших, молитвы покаяния и молитва о восстановлении Иерусалимского Храма. День завершается торжественным троекратным возгласом: "Господь - Бог наш, Господь един. Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков", и семикратным повторением: "Бог - Господь". После этого трубят в шофар и вся община трижды восклицает: "В будущем году - в Иерусалиме".

В послании Главного раввина России Адольфа Шаевича по случаю праздника (его распространил накануне Департамент общественных связей Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России) говорится:

"Название праздника Йом Кипур переводится как "День Искупления". Это день завершения длящегося десять дней Небесного Суда, где определяется судьба людей и стран на предстоящий год. Йом Кипур считается праздником, несмотря на его грозную суть - евреи надеятся на милость Вс-вышнего.

Йом Кипур - день строгого суточного поста. Запрещено есть, пить, мыться, натираться маслами, носить кожаную обувь. Запрещены и супружеские отношения. Практически весь день верующие находятся в синагоге, где проводятся пять молитв (вместо обычных трех). Специально обученный для такого случая человек (хазан или кантор) нараспев ведет службу. Текст молитв проникнут трепетом перед Творцом и наполнен словами раскаяния. Также в молитвах часто упоминается Храмовая служба времен Иерусалимского Храма. Этот ритуал описан еще тысячелетие назад в Пятикнижии Моисея.

Йом Кипур - единственный день в году, когда человеку (Первосвященнику) было позволено войти в Святая Святых Иерусалимского Храма - место, где хранились Скрижали Завета в Золотом Ковчеге. Первосвященник заходил в это помещение несколько раз в течение праздника. Это был большой риск, так как недостойный мог умереть на месте. Первосвященник даже волочил за собой золотую цепь, чтобы его можно было вытащить в этом случае. Находясь в Святая Святых Первосвященник несколько раз провозглашал тайное кабалистическое имя Б-га. Услышав его тысячи людей, скопившиеся в Храме, падали ниц. Чудесным образом для всех хватало места.

Одним из важнейших элементов службы был обряд с "козлом отпущения". На самом деле этого козла, выбранного по жребию, вовсе не отпускали. Его не приносили в жертву вместе с другими домашними животными, а отводили в пустыню и сбрасывали со скалы под названием Азазель. При этом красная лента, привязанная к его рогам, могла чудесным образом стать белой. Это был символ прощения Вс-вышним грехов народа, и гонец с радостной вестью отправлялся в Иерусалим.

По окончании праздника ликующая толпа до полуночи не расходилась. Несмотря на предшествующий строгий пост, каждый считал своим долгом поцеловать руку Первосвященника. Потом главного служителя Храма толпа провожала домой, где он устраивал праздничную трапезу для приближенных - ведь он вышел живым из Святая Святых!

Воспоминания о Храмовой службе наполнены просьбами к Б-гу о восстановлении Храма, несущего благословление всем живущим на земле людям.

В преддверии Дня Искупления пожелаем всем Б-жественного милосердия, мира и согласия между людьми и странами, и справедливого приговора на предстоящий год!"

"В еврейской традиции это самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов", - сказал РИА "Новости" глава пресс-службы Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Тимур Киреев.

По его словам, торжества в Московском еврейском общинном центре начнутся в 19.14 мск, под руководством Главного раввина России Берла Лазара.

В соответствии с традицией, в этот вечер верующие в специальном обрядовом облачении соберутся в молельном зале, зажгут свечи (по одной за каждого члена семьи, и еще одну - за души усопших родственников) и прочтут специальную молитву (Кол Нидрей).

22 сентября в синагогах целый день будут совершаться богослужения.

Йом Кипур отмечается в десятый день после наступления еврейского Нового года (Рош ха-шана). Согласно учению иудаизма, все эти десять дней, которые именуются "Десятью днями покаяния", решается судьба человека в наступающем году - и Йом Кипур завершает этот период.

При этом Йом Кипур не считается днем печали и скорби. Согласно Талмуду, именно в этот день Бог вручил Моисею вторые Скрижали завета.

Перед началом праздника принято просить прощение у друзей и знакомых.

В Йом Кипур последователям иудаизма предписывается "никакой работы не делать", а "изнурять душу". "Изнурение души" в Талмуде предусматривает пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, "умащение тела", ношение кожаной обуви и супружескую близость. Отменить их может только опасность для жизни.

Как отмечают в ФЕОР, "чувство благоговения перед Йом Кипуром сохранилось даже среди далеких от религии евреев и часто является для них единственной связью с иудаизмом".