Газета "НГ-Религии" ("НГР") рассуждает сегодня о том, почему Святой престол решился на эти перестановки.
Некоторые западные журналисты склонны думать, что отставка Калойи связана с репутацией Банка Ватикана. Как отмечает автор публикации в "НГР", репутация у ИРД действительно неважная. На ней до сих пор сказываются скандалы 1980-х годов. Тогда ИРД под руководством архиепископа Пола Марцинкуса оказался вовлечен в скандал с миланским Банком Амброзиано. Ватиканских банкиров подозревали в отмывании мафиозных денег. После банкротства Банка Амброзиано ИРД был вынужден выплатить 250 млн. долларов его вкладчикам, а в 1989 году Марцинкуса отправили в отставку.
Марцинкус ушел, но проблемы остались. Этим летом в Италии была опубликована книга журналиста Джанлуиджи Нуцци "ООО Ватикан" ("Vaticano S. p. A."), мигом ставшая бестселлером. Нуцци опубликовал документы из архива монсеньора Ренато Дардоцци, который в начале 90-х работал в составе комиссии, призванной "оздоровить" ИРД, улучшить его репутацию. То, с чем столкнулся в банке Дардоцци, разочаровало его. Он собрал два чемодана копий документов, спрятал их в горном домике в Швейцарии и завещал опубликовать после его смерти.
Дардоцци скончался в 2003 году. Собранные им документы свидетельствуют о том, что в начале 1990-х в Банке Ватикана по-прежнему держали счета итальянские мафиози. В ИРД также функционировал так называемый фонд Спеллмана, через который тайно и нелегально финансировалась Христианско-демократическая партия Италии. Помимо этого Банк Ватикана оказался в центре знаменитой коррупционной аферы, когда через далекий от прозрачности и закрытый для итальянской полиции Банк Ватикана химический концерн "Энимонт" передавал итальянским политикам многомиллионные взятки.
"В Ватикане опасались публикации этих документов. Увы, книга "ООО Ватикан" свидетельствует о том, что подбор кадров в Банке Ватикана подчас был катастрофическим", – говорит обозреватель газеты "Riformista" Паоло Родари. На репутации ИРД книга Джанлуиджи Нуцци сказалась пагубно, отмечает "НГР".
На рубеже 1980–1990-х годов главой Банка Ватикана был уже Анджело Калойа. Однако, как отмечает ватиканист Сандро Магистер, в книге "ООО Ватикан" Калойа представлен как "рыцарь в блестящих доспехах, как герой, изгоняющий негодяев, расчищающий авгиевы конюшни, возвращающий банку его светлый имидж". Он якобы вовремя спохватился, что в банке действуют теневые механизмы, и добился увольнения тех, кто за этим стоял.
И вот сейчас Калойа отправлен в отставку – при том, что срок его полномочий истекал лишь в 2011 году.
Источники газеты Wall Street Journal в Ватикане сообщили изданию, что перестановки в ИРД связаны с желанием Папы "сделать операции банка более прозрачными". Однако эта причина совершенно неочевидна. Анджело Калойа не был уличен в каких-либо финансовых махинациях. Он лично никак не навредил репутации банка. Что касается прозрачности или непрозрачности операций ИРД, то все это полностью зависит от воли понтифика, перед которым ежегодно отчитывается президент Банка Ватикана. Калойа, как и любой человек на его месте, неизбежно окажется лишь исполнителем папской воли.
Анонимные собеседники Wall Street Journal связывают назначение Этторе Готти Тедески с именем госсекретаря Ватикана Тарчизио Бертоне. Сандро Магистер, в свою очередь, напоминает о том, что Тедески помогал Бертоне наладить финансовые дела в администрации города-государства Ватикан. За 2008 год Ватикан понес убытки в размере 15 млн. евро. Помощь Тедески привела к кадровым перестановкам в администрации, которыми Бертоне остался доволен.
Тедески также помогал Папе Бенедикту XVI в подготовке энциклики "Caritas in veritate", посвященной финансовому кризису. Более того, выступая на страницах ватиканского официоза "Osservatore Romano", новый глава Банка Ватикана даже призвал присудить понтифику Нобелевскую премию по экономике.
Вполне возможно, что Папа Ратцингер и кардинал Бертоне действительно намерены реформировать Институт религиозных дел. Однако, похоже, смена президента банка напрямую не связана с этими планами. Кадровая перестановка в Банке Ватикана скорее наводит на мысль о том, что Папа и госсекретарь продвигают человека, которому довольно быстро удалось вписаться в их "обойму". Подобное происходило уже не раз за те годы, что Йозеф Ратцингер занимает папский престол, отмечает автор публикации в "НГР".