Богословы-диссиденты выступили против беатификации Иоанна Павла II
jeffreylloyd.blogs.com
Когда в мае 2005 года Папа Римский Бенедикт XVI объявил о начале процесса беатификации (причисления к лику блаженных) Иоанна Павла II, ни у кого это не вызвало удивления. Безусловно, каноническое право предписывает приступать к процедуре беатификации лишь спустя 5 лет после смерти "кандидата", но случай Кароля Войтылы в Католической церкви склонны рассматривать как "исключительный". Сегодня всех, по сути, занимает один вопрос: когда же Иоанна Павла II провозгласят блаженным? "Оптимисты" утверждают, что это может произойти уже следующим летом, "пессимисты" не спешат с прогнозами. Вопрос о том, а обосновано ли причисление Кароля Войтылы к лику блаженных, казалось бы, вообще не ставится.

Однако в начале декабря группа из 12 католических богословов и историков Церкви из Испании, Италии, Австрии и Сальвадора подготовила и подписала официальное письмо протеста в связи с начавшимся процессом беатификации покойного Папы. "Несогласные" призвали Церковь принять к сведению "негативные оценки" понтификата Иоанна Павла II, а католиков - "преодолеть стеснение и рассказать о фактах, препятствующих причислению Понтифика к лику блаженных", сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на "Независимую газету".

Известно, что в составе специального трибунала, рассматривающего вопросы беатификации, есть свой "прокурор". Его задача - это как раз сбор показаний свидетелей, выступающих "против" беатификации. В случае с Иоанном Павлом II аргументы, приведенные в вышеупомянутом письме 12 богословов, могли бы стать весомым голосом "против". Однако "процесс Кароля Войтылы" скорее напоминает театральную постановку, чем суд, и совершенно ясно, что трибунал не будет серьезно рассматривать претензии теологов-диссидентов.

Впрочем, уже сейчас часть аргументов противников беатификации можно назвать изначально "проигрышной". В вину Иоанну Павлу II, в частности, вменяются "репрессии" в отношении ряда богословов, в первую очередь - в отношении представителей латиноамериканской "теологии освобождения". Теологи-диссиденты утверждают, что покойный Понтифик оказывал поддержку "правым" диктаторским режимам в Латинской Америке, например, в Чили и Сальвадоре. В конце 70-х Ватикан требовал от сальвадорского архиепископа Оскара Ромеро, известного своей критикой военной диктатуры, разъяснений по поводу занимаемой им политической позиции. Иоанн Павел II эффективно боролся с влиянием на Католическую церковь в Бразилии, архиепископа Сан-Паулу и сторонника "теологии освобождения" Паулу Арнса, разделив его епархию. Он также запретил францисканскому богослову Леонардо Боффу выступать с проповедями и публично осудил священника Эрнесто Карденала, занимавшего пост министра культуры в социалистическом правительстве Никарагуа.

В Католической церкви "теологию освобождения" рассматривают как недопустимую смесь католицизма и коммунистической идеологии. Папа Бенедикт XVI накануне своего избрания понтификом назвал марксизм одним из главных врагов Церкви - и это в начале XXI века, когда основная "угроза" давно миновала! В свою очередь, бывший личный секретарь Иоанна Павла II, ныне архиепископ Кракова Станислав Дзивиш подчеркнул, что "успешная борьба покойного понтифика с фальшивой идеологией - лишний довод в пользу его святости". Кто рискнет усомниться в положительном образе Папы - борца с коммунизмом, когда именно противостояние "враждебной идеологии" сделало Иоанну Павлу II имя в политике? Католическая церковь на это не пойдет!

В тексте "письма протеста" упоминаются и финансовые махинации, в которые в годы понтификата Иоанна Павла II оказался вовлеченным Ватиканский банк (ВБ). Речь идет о связях ВБ с миланским банком "Амброзиано", обанкротившимся в 1982 году. Итальянский суд установил, что в начале 80-х ВБ владел крупным пакетом акций "Амброзиано", но Ватикан отказывался признавать этот факт. Связи Ватикана с миланским банком и его директором Роберто Кальви становились объектом журналистских и судебных расследований. Ватиканский банк подозревали в отмывании денег мафии, а Кальви и вовсе был вынужден скрываться от правосудия. В 1982 году он был убит под мостом Черных Братьев в Лондоне. Незадолго до смерти банкир написал письмо Иоанну Павлу II, в котором просил спасти банк "Амброзиано", а также напоминал о собственном участии в финансировании движения "Солидарность" в Польше.

Конечно, любой адвокат скажет, что Папа Римский не может держать под контролем все операции Ватиканского банка. С другой стороны, едва ли верно утверждать, что связи с "Амброзиано", установленные еще при Павле VI, были для Иоанна Павла II загадкой. Впрочем, отрицание участия представителей Ватикана в каких-либо финансовых махинациях - обычная практика для Святого Престола и его дипломатии.

Богословы, подписавшие "письмо протеста", обратили внимание и на "пассивную позицию Церкви в отношении педофилии среди духовенства". Это веский аргумент. Более того, перевод в Рим бостонского кардинала Бернарда Лоу, в епархии которого имел место крупнейший скандал, связанный с педофилией среди священников, и вовсе следует считать не наказанием, а повышением. Однако никто в ватиканской Конгрегации по делам святых не станет рассматривать подобные претензии. "Посмотрите на фамилии подписавших письмо! - призывает Станислав Дзивиш. - Ни один серьезный человек не придаст их обвинениям значения!"

Среди подписавших "письмо протеста" - известный сальвадорский богослов-диссидент и бывший преподаватель теологии Университета Гранады Хосе Мария Кастильо, глава Центра теологии и религиоведения Университета Карлоса III в Мадриде, богослов Хуан Хосе Тамайо, а также итальянский теолог Джованни Францони, бывший аббат монастыря Святого Павла "вне стен". Часть протестующих относится к движению "Мы - Церковь", выступающему за либерализацию отношения Церкви к женскому духовенству, контрацепции и гомосексуалистам. Однако для Святого Престола это - маргиналы, мнением которых следует пренебречь. Прежде всего из-за того, что оно во многом отражает позицию современного секулярного общества, о котором в Ватикане зачастую предпочитают "не слышать".