Знатокам шариата предстоит дать однозначный ответ на вопрос, следует ли расценивать действия боевиков как "священную войну" - газават. Сам Кадыров, который до своего назначения главой администрации Чечни занимал пост муфтия (духовного лидера мусульман) республики, ранее заявлял, что сопротивление в первой войне было "священным долгом и газаватом". Новую же войну, подчеркивает Кадыров, спровоцировало вторжение в Дагестан отрядов Хаттаба и Шамиля Басаева. Поэтому, говорит он, неправильно считать газаватом военные действия, которые ведут боевики, начиная с августа 1999 года.
Выводы бывших судей, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе чеченской администрации, будут доведены до сведения населения. Законодательной силы эти решения, естественно, иметь не будут. Однако для жителей Чечни очень важна нравственная оценка происходящего в республике, которую дадут знатоки ислама.
Первые шариатские суды появились в Чечне еще в апреле 1995 года. Они были учреждены указом лидера Ичкерии Джохара Дудаева и действовали на контролировавшейся боевиками территории республики. Главной функцией этих судов было поддержание "исламской дисциплины" в рядах боевиков, и прежде всего √ строгое поддержание "сухого закона".
Осенью 1996 года, после прекращения первой военной кампании в Чечне, шариатские суды стали опорой "исламского государства", которое начал активно строить преемник Дудаева √ Зелимхан Яндарбиев. Действовали они в Чечне и в годы президентства Аслана Масхадова, вынося приговоры о публичных казнях и прилюдных наказаниях палками за нарушения норм шариата.