Он считает, что в России нужно создать православные народные дружины, которые следили бы за порядком, сообщает "Эхо Москвы". "У нас немало людей и группировок, которые сегодня буквально порабощают жизнь улицы, района, маленького города, села. Православные дружины могут навести порядок в своем месте проживания, а через это навести порядок и во всей России", - заявил Чаплин в эфире радио "Радонеж".
По мнению представителя Русской православной церкви, общественный порядок - "дело не только милиции, это должно быть делом всего народа".
"Если народ возьмет это отчасти в свои руки, то порядок будет наведен гораздо быстрее", - приводит слова священника "Интерфакс".
По этой причине создание местного самоуправления, местных общин "очень сегодня России нужно", убежден Всеволод Чаплин.
Между тем российские правозащитники считают, что для наведения порядка на улицах православные дружины не нужны.
"Создать такие дружины - значит расписаться в том, что правоохранительные органы отказываются следить за порядком на улицах", - заявил сегодня "Интерфаксу" один из ветеранов российского правозащитного сообщества, лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
Он отметил, что в светском демократическом государстве за общественный порядок по законодательству должны отвечать правоохранительные органы.
"То, что разговоры о каких-то православных народных дружинах ведутся публично и не вызывают реакции со стороны органов власти, тревожит", - сказал Л. Пономарев.
Глава правозащитного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина также скептически относится к перспективе создания народных дружин на религиозной базе.
"Лучше уж тогда начать с создания буддистских народных дружин. Они более мирные и очень симпатичные. В них нет агрессии", - сказала агентству С. Ганнушкина.
"Если серьезно, то пусть священники объясняют своей пастве, как должны себя вести люди, что каждый отвечает за то, что происходит на улицах его города. Создание народных дружин для этого не требуется", - сказала она, отметив, что в истории современной России есть много примеров нарушений прав человека со стороны народных дружинников.
А вот в Движении против нелегальной иммиграции (ДПНИ) поддержали инициативу РПЦ создать в России православные народные дружины.
"Инициатива хорошая, почему нет? Безмерно раздувать штат милиции, мне кажется, занятие бессмысленное", - сказал сегодня "Интерфаксу" лидер ДПНИ Александр Белов.
При этом он сомневается, что Церкви по силам создать православные народные дружины.
"Я сам православный человек и заинтересован, чтобы больше людей приходили в храмы. Но, по официальной статистике, в Москве на прошлую рождественскую службу в храмы пришли менее 1% жителей города. О какой можно говорить массовой мобилизации православных людей для участия в народных дружинах? Я сомневаюсь, но само по себе предложение хорошее", - сказал А. Белов.
Лидер ДПНИ также высказал мнение, что полномочия дружинников следует расширить. "Полномочия современных дружинников ограничены. Фактически, дружинники ничего без милиционера сделать не могут. При конфликтной ситуации дружинник может быть признан виновным, его могут наказать за самоуправство", - пояснил он. br>
Дружины возвращаются?
Между тем вопрос о возвращении на улицы российских городов дружинников, исчезнувших с распадом СССР, ставится не в первый раз. Законы "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" имеются во многих регионах РФ.
Напомним, что в апреле прошлого года депутаты Госдумы собирались передать дружинникам полномочия силовых структур и разрешить применять физическую силу при задержании.
По словам начальника штаба народной дружины Восточного округа Москвы Владимира Каверзина, в столице - около 17 тыс. дружинников, большинство которых - люди старше 40 лет. Порядка 40% - женщин, а молодежи всего 18%. В дружину, как отметил Каверзнев, идут для того, чтобы получить бесплатный проездной на городской транспорт, который выдается вместе с удостоверением.
Между тем в упомянутом выше ДПНИ своим представителям даже рекомендуют внедряться в дружинники. "Дежурство с идеологически направленными людьми намного эффективнее", - считает лидер ДПНИ Александр Белов.
В каких городах России есть дружины
В Мурманске народные дружины существуют около трех лет. Дежурят в основном студенты. У мурманских дружинников своя эмблема и обмундирование. Общественники патрулируют улицы, занимаются профилактической работой, стоят в оцеплении на праздничных мероприятиях. Новичков тщательно инструктируют и наблюдают за ними в течение испытательного срока.
В Краснодаре, в основном, действуют казачьи дружины. Казаки патрулируют улицы совместно с милицией и борются с нелегальными мигрантами. В последние годы число жалоб от иностранцев на казаков снизилось. "А раньше, особенно во время рейдов, казаки могли подойти к турку-месхетинцу или другому человеку неславянской внешности, проверить документы, оскорбить национальное достоинство, ударить плетью, как бы между прочим, с ухмылкой: мол, это тебе казачья прописка", - заявила НИ представитель новороссийского комитета по правам человека Тамара Карастелева.
В Санкт-Петербурге в 2007 году начали работать над созданием народной дружины, которая будет бороться с наркотиками и наркомафией. Дружинники намерены работать совместно с Госнаркоконтролем и милицией. А петербургские казаки готовятся создать казачью экологическую полицию. Общественники планируют следить за санитарным состоянием лесов и водоемов.
В Великом Новгороде особое значение созданию народных дружин придают в районных центрах. Проблема нехватки профессиональных правоохранительных кадров в глубинке стоит достаточно остро. Но дружинников в области пока немного - всего 92 человека. Конечно, при отборе в дружину предпочтение отдается молодым людям, прошедшим армию, но в селах таких мало, поэтому в рейды выходят и женщины, и пожилые люди. br>
История народных дружин в России
Первые добровольные народные дружины (ДНД) появились в России в 1918–1922 годах. Однако добровольности в этом было мало - в ДНД привлекали по разнарядке, спущенной предприятиям из местных партийных комитетов. Дружинники получали три отпускных дня, путевку в санаторий и привилегии при получении жилья.
В 1989 году система ДНД развалилась. Но уже в середине 90-х годов прошлого века дружинники стали возрождаться. Однако теперь - на добровольной основе. В Москве в 2001 году эти народные помощники милиции получили право на льготный проезд в транспорте. Им приходится дежурить по четыре часа каждую неделю. Тех, кто в течение месяца не появляется в штабе, исключают и блокируют проездной. Сейчас в России действует более 36 тысяч народных блюстителей порядка. br>
Заграничные дружины
Германия. Бытовавшая в ГДР практика по привлечению народных дружинников в помощь милиции современным немцам кажется не только неэффективной, но и опасной. "Меня четыре года учили разным тонкостям в полицейской академии, - рассказал полицейский Рольф, получивший недавно повышение по службе. - Но прежде, чем стать оберкомиссаром криминальной полиции, я еще 5 лет набирался опыта у более знающего напарника. Однако и теперь могу совершить ошибку, за которую расплачиваются здоровьем, а то и жизнью".
В Германии уважают собственную полицию, но при этом всегда подчеркивают: без активности самих граждан эффективность правоохранительных органов снизилась бы на порядок. Даже выброшенная из машины упаковка или пустая банка в 95 случаях из 100 вызовет чей-нибудь "сигнал" в полицию. В Германии очень высокая раскрываемость таких тяжких преступлений, как убийство. Практически всегда поиск подозреваемого ведется с широчайшим привлечением СМИ и бдительного населения. То, что в России презрительно называют доносительством или стукачеством, для Германии является нормой жизни: так называемые хаусмайстеры, отвечающие за порядок на вверенной им территории, непременно сообщат "куда следует" о любом подозрительном жильце либо его госте.
Нужда в патрулировании силами народных дружинников отпадает в Германии еще и потому, что все "криминогенные зоны" здесь находятся под тщательным видеоконтролем, а маршруты полицейских патрулей продуманы настолько грамотно, что на место происшествия немецкие стражи порядка прибывают, как правило, уже через несколько минут.
Швеция. В ночных вагонах стокгольмского метро и на улицах, в районах баров часто можно увидеть молодых людей в синих куртках с надписями на спинах "Спокойная улица". Это - шведские народные дружинники. Обычно это безработные 20-летние парни. За наведение порядка в шведской столице они получают пособие. Приоритетно в дружину берут тех, у кого за спиной есть "проблемное прошлое" и даже тюрьма. Власти исходят из того, что "крутые" ребята легче утихомирят бузотеров. Однако шведским дружинникам запрещено применять насилие: их задача – успокоить нарушителей спокойствия словесно либо вызвать полицию. Однако в большинстве случаев достаточно психологического воздействия - "накачанные" дружинники с серьгами в ушах и с тюремными татуировками легко находят доводы для вразумления нарушителей спокойствия.
В тихих пригородных районах работает другая категория помощников полиции - это пенсионеры, одетые в желтые жилеты и разъезжающие на красных лимузинах. Перед каждым дежурством они проходят инструктаж в местном полицейском отделении. На улицах пенсионеры следят за тем, чтобы в дома не проникли воры, и в подозрительных случаях звонят в полицию. В их задачу также входит выемка почты и уборка мусора из контейнеров вилл, чьи хозяева надолго уехали. Таким образом, они мешают преступникам заметить пустующие дома и ограбить их. Эта тактика уже дала результат: взломы вилл в 2006 году уменьшились на треть в сравнении с 2005 годом. В отличие от юных дружинников, пенсионерам не положено денег, однако за свою работу пенсионеры получают еду и кофе. Питание, машины и форму помощникам полиции предоставляют страховые компании, которым приходится выплачивать гигантские суммы обворованным жителям вилл.