Принятие закона было инициировано альянсом шести ведущих религиозных партий "Муттахида маджлис-е амаль" (ММА), который имеет большинство в провинциальном парламенте Северо-западной пограничной провинции и, как утверждает BBC, "симпатизирует" движению "Талибан", сообщает РИА "Новости". Альянс партий давно пытается построить "общество настоящего ислама" в отдельно взятой провинции Пакистана. По их инициативе в СЗПП запрещена реклама с изображением женщин, не разрешаются совместные спортивные соревнования мужчин и женщин, музыка в транспорте, введен ряд других ограничений.
С подачи ММА Ассамблея СЗПП уже одобряла "Закон о мусульманской ответственности" в июле 2005 года. Но тогда Верховный суд Пакистана счел этот закон противоречащим конституции, а губернатор провинции отказался его подписывать. Кроме того, "Закон о мусульманской ответственности" был подвергнут резкой критике со стороны центральных властей, в частности президента Мушаррафа. Наблюдатели надеются, что и на этот раз "Закон о Хизба" не вступит в силу. Однако, как отмечает BBC, по конституции губернатор провинции имеет право наложить на законопроект вето лишь однажды. Таким образом, на этот раз он обязан подписать неоднозначный документ.
Это требование не относится к законам, которые были заблокированным Верховным Судом. Однако сторонники документа утверждают, что внесенные в "Закон о Хизба" поправки позволили исключить из него положения, вызвавшие нарекания со стороны Верховного суда в прошлом году. В частности у департамента, ответственного за соблюдение "мусульманской нравственности" (по аналогии с аналогичной структурой у талибов его называют Управлением насаждения добродетели и предотвращения порока, или просто Управлением благочестия) не будет собственных полицейских сил.
Напомним, что именно деятельность "религиозной полиции", которая существовала при талибах в Афганистане, вызывала наибольшее возмущение как в афганском обществе, так и за его пределами. Как рассказывают очевидцы, ревнители благочестия могли запросто напасть на мужчину за то, что у него недостаточно длинная борода или побить женщину за неправильное ношение бурка (черное покрывало, окутывающее с головы до пят).
Тем не менее, в "Законе о Хизба", одобренном Ассамблеей СЗПП, предусмотрена возможность для Управления требовать выделения "светских" полицейских сил для отправления своих довольно расплывчатых полномочий.
Были убраны неоднозначные положения, касающееся "мусульманского дресс-кода" в общественных местах или ограничения "расточительности" (extravagance) при организации свадеб и других торжеств. Мухтасиб (назначаемый губернатором глава Управления, его можно иначе назвать "уполномоченным по делам мусульман") не сможет также заставлять людей исполнять религиозные предписания, такие как намаз.
Однако другие, не менее сомнительные, положения, были сохранены. Мухтасибу предоставляются широкие полномочия в том, чтобы проводить, на основании письменного или устного донесения, собственные расследования в отношении лиц, которые якобы не соблюдают нормы шариата. В интересах "защиты исламских ценностей" он может запретить лицам, организациям и властям, "работающим под административным контролем правительства", действовать противно этим нормам.
Кроме того, закон относит к сфере компетенции Управления борьбу с "немусульманскими традициями", такими как "свара" или "убийства чести".
Свара (swara) - традиция, по которой девочек против их воли выдают замуж за представителей другого клана (племени) с тем, чтобы положить конец межплеменной вражде.
Убийство чести - убийство члена семьи женского пола, совершенное родственниками за якобы навлеченное на семью "бесчестие". Под "бесчестием" обычно подразумеваются запретные действия сексуального характера - супружескую неверность, изнасилование, а также попытку развода или даже за появление на людях без накидки. Иногда родственники принуждают женщину к самоубийству. В тех культурах, где распространено убийство чести, оно считается внутренним делом семьи.
Но, как недоумевает пакистанская газета "The News", если для борьбы с "убийствами чести" нужно специальное Управление, то зачем полиция? Не меньше вопросов вызывают и другие полномочия мухтасиба, такие как борьба с детским трудом и с "попрошайничеством"; предупреждение жестокости в отношении животных; контроль за тем, чтобы громкоговорители не использовались для произнесения разжигающих вражду речей; борьба с коррупцией; контроль за повышением цен... Кроме того, Управление благочестия, по мысли законодателей, должно следить за тем, чтобы дети слушались родителей. По каждому из подобных дел мухтасиб может докладывать правительству, а то должно отчитываться об устранении нарушений.
По мнению англоязычного пакистанского издания Dawn.com, "законопроект получил неожиданную поддержку со стороны немногих оппозиционных парламентариев, в том числе принадлежащих к так называемым либеральным партиям". Некоторые из них, по информации Dawn.com, проголосовали не так, как того требовали их партийные лидеры.
Главный министр (глава провинциального правительства) СЗПП Акрам Дуррани уже охарактеризовал одобрение "Закона о Хизба" как шаг на пути к созданию исламского государства.
Ранее Акрам Дуррани неоднократно выступал также с обещанием сделать шариат "высшим законом провинции". "Любое судопроизводство здесь будет вестись на основе духа и буквы Корана и Сунны", - заявил он в марте этого года. По словам главы провинциального правительства, все законы должны быть приведены в соответствие с положениями шариата. В феврале нынешнего года Акрам Дуррани и его министры возглавили протесты, прошедшие в СЗПП в связи с публикацией в западных СМИ карикатур на Пророка Мухаммеда. "Появление подобных карикатур - это настоящий акт терроризма против ислама", - заявил тогда глава провинциального правительства.
Религиозные меньшинства не горят желанием, чтобы их права защищало Управление благочестия. Всепакистанский альянс меньшинств (APMA) уже выступил с критикой "Закона о мусульманской ответственности" и назвал его попыткой "талибанизации" страны. По мнению этого объединения, "антиконституционная" инициатива депутатов Ассамблеи СЗПП приведет к созданию параллельной системы права, что внесет "анархию и хаос" в общество и лишит людей их "прав и свобод". APMA выразил также опасение, что закон будет использован провинциальным правительством для расправы над их политическими оппонентами, сообщает пакистанское издание "Daily Times".
Сторонники документа эти обвинения опровергают. Малик Зафар Азам (Malik Zafar Azam), министр закона СЗПП, поддерживающий законопроект, настаивает на том, что его целью является не "талибанизация", а возможность предоставить людям доступ с "скорому правосудию". Он не считает, что "Закон о Хизба" противоречит конституции страны, передает Paktribune.com.
Pakistantimes.net приводит слова главы СЗПП Акрама Дуррани, который утверждает, что все вызвавшие нарекания Верховного Суда положения были удалены из текста новой редакции удалены.
Между тем, как отмечает Dawn.com, в законе "нет ничего исламского". По мнению издания, это скорее попытка правящего альянса "сохранить лицо" в преддверии будущих выборов и отвлечь внимание населения от реальных проблем. На это же, по мнению Dawn.com, направлены попытки ММА предложенный правительством законопроект "О защите женщин", который предусматривает реформу законодательства страны в сфере так называемого худуда, или шариатской системы вынесения наказаний. Кроме хизбы и худуда, альянсу исламистских партий нечего представить избирателям, приводит РИА "Новости" мнение пакистанского издания.