"Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму" - этой теме было посвящено выступление доктора исторических наук, в недавнем прошлом - сотрудника Института востоковедения Российской академии наук Александра Агаджаняна.
По мнению докладчика, в современном мире присутствует осознание глобальной значимости религии в противовес казавшейся необратимой секуляризации. Происходит своего рода формирование рынка религий - "религиозного глобал-маркета", действующего по принципу свободного предложения и выбора. Кроме того, возникает "детерриториализация религий", индивидуализация религиозности, появление так называемой "сетевой" религии с подвижной сетью автономных общин, независимых от национальных и конфессиональных границ.
Обрисовывая статистический портрет буддизма в начале XXI века, Александр Агаджанян отметил, что буддизм исповедуют около 6 % населения мира, причем подавляющее большинство буддистов (99 %) живут в Азии, преимущественно в ее восточной части.
Так называемый "архаичный", или "ортодоксальный", буддизм пассивно включается в "глобальный мир", практически не взаимодействуя с ним. Этот тип буддизма обретает некий "музейно-архивный" вариант существования или становится источником символической идентичности для неофитов. Что касается последних, то их многочисленные группы сейчас разбросаны по всему миру. Контраст между традиционной бурятской, тувинской и калмыцкой сангхой и группами буддийских неофитов крупных городов можно наблюдать и в России, считает докладчик.
Последователи этих новых групп, как правило, считают буддизм не столько религией, сколько "философией", "стилем жизни".
Течения традиционного буддизма оказывают сопротивление глобализму, но, в отличие от авраамических религий, в буддизме нет и не может быть "патологических антимодернистских надрывов", "организованного жесткого антиглобализма". По мнению Александра Агаджаняня, в силу целого ряда вероучительных особенностей (отсутствие понятия догмы, резкого дуализма праведности и греха, понятия священной войны, "ослабленная" идея избранничества и жесткой связи со светской властью) словосочетание "буддийский фундаментализм" кажется неуместным. Тем не менее, буддизм все же оказывает сопротивление глобализму в форме этнонациональной реакции, критики глобализма как секулярной идеологии, а западной культуры - как воплощения материализма и рационализма.
В качестве одного из немногих примеров жесткого антиглобализма историк упомянул секту Аум Синрике. В ней, по мнению ученого, присутствует сильный буддийский компонент, с чем, правда. не согласился профессор МГУ Игорь Кантеров, изучавший деятельность этой религиозной организации в России. По его убеждению, "русская версия" Аум Синрике отнюдь не носила антиглобалистского характера, а была "чисто коммерческим предприятием".
Как считает Александр Агаджанян, новые формы буддизма находят ныне воплощение в транснациональных "сетях", что создает в глобальном пространстве "имидж альтернативной духовности", контрастируя с библейским ценностным строем. В качестве примера он указал на постоянные центры медитации последователей традиции дзэн и тибетского буддизма, которых по всему миру насчитывается более 50.
Новой тенденцией в развитии буддизма в эпоху глобализма докладчик считает возникновение нового буддийского миссионерства, "оптимистического по духу" и связанного с благотворительной деятельностью. Другая тенденция - появление "социально и политически ангажированного" буддизма, примером чего может служить деятельность Далай-ламы XIV. Он приобрел роль "всебуддийского папы", которого в буддизме никогда не было". Этот религиозный деятель стал "публичной фигурой, героем масс-медиа, референтом свободы, ненасилия и "восточной духовности", что во многом привело к всемирной популярности тибетского буддизма", - заявил докладчик.
В докладе был также рассмотрен конфессиональный статус буддизма в ряде стран - в частности, в Китае, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Монголии и Калмыкии. Так, например, в России буддизм существует как одна из "традиционных" конфессий. Но с другой стороны, применительно к российской ситуации докладчик определил его как некую "культурно-символическую туманность" новых околобуддийских групп и "семантических осколков".
Сотрудник Института востоковедения, доктор исторических наук Сергей Филатов указал в своем выступлении на связь между интересом к восточным религиям и либеральными ориентациями в обществе. Он считает, что буддизм в его нетрадиционной версии заполняет "нишу духовного субстрата" для либеральных политических сил, одним из символов которых является Ирина Хакамада.
Докладчик приходит к выводу о том, что в современной ситуации буддизм имеет устойчивое значение "духовной альтернативы", находящей созвучия с глобалистскими и антиглобалистскими тенденциями". Эта "мягкая альтернатива" вписывается в глобальный контекст как "его собственное, внутреннее сомнение".
В обсуждении доклада участвовали историки, социологи, публицисты, журналисты, сотрудники кафедры религиоведения Государственной академии государственной службы при президенте РФ.