Поводом для встречи послужила презентация книги "Христиане и мусульмане: проблемы диалога", которая прошла в Доме-музее Марины Цветаевой. Составителем этого сборника статей, изданного независимым Библейско-богословским институтом имени святого апостола Андрея, является крупный российский исламовед Алексей Журавский, автор монографии и статей на тему исламо-христианского диалога, вышедших еще в советское время.
В сборник вошли работы известных зарубежных ученых, в том числе Луи Массиньона и Оливье Клемана, документы II Ватиканского Собора, посвященные диалогу между исламом и христианством. В книге представлены и статьи отечественных ученых, в том числе Алексея Журавского, Светланы Лучицкой, Андрея Смирнова и Ольги Бессмертной. К сожалению, представленные материалы отражают прежде всего диалог с исламом, ведущийся на Западе, и в основном католиками.
На презентации книги выступили известные российские религиоведы Алексей Малашенко, Марк Смирнов, Михаил Рощин. Все они отметили большую научную ценность появившейся книги и актуальность ее проблематики для современной России.
Однако, как отметил в своем выступлении Алексей Малашенко, сегодня в России настоящего богословского исламо-христианского диалога нет, в том числе и потому, что с обеих сторон нет богословов, способных его вести. А те межрелигиозные встречи и конференции, которые мы наблюдаем, √ это скорее свидетельства официальных отношений между религиями, дипломатические контакты.
По мнению Марка Смирнова, подлинный диалог христианства с другими религиями, включая иудаизм и буддизм, возможен только в условиях секулярного общества, когда ни у одной религии не будет особых привилегий от государства. Такой диалог будет возможен, когда политики и общественные деятели перестанут использовать религию в своих целях, а общество не будет разделено по религиозному признаку, сказал он.
Все выступавшие, однако, согласились с тем, что книга может стать краеугольным камнем в будущем здании объективного изучения сложной проблематики христиано-мусульманских отношений.
Остается догадываться, как к христианско-исламскому диалогу относится официальное духовенство этих двух религий в России. Среди участников дискуссии не было представителей ни Московского Патриархата, ни мусульманских Духовных управлений.