"Документ призван отражать не сугубо церковный, а религиозно-общественный взгляд на права и достоинство человеческой личности", - отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на рабочем совещании, которое прошло 18 мая в ОВЦС МП.
"Он должен быть приемлем не только для православных верующих, но и для представителей иных традиционных религий России, а также людей, напрямую не связывающих себя с какой-либо религиозной традицией, но являющихся людьми мыслящими, не склонными бездумно следовать за идеологией, доминирующей в современных политических кругах и СМИ", - сказал митрополит.
Он напомнил, что РПЦ в Основах своей социальной концепции уже начала осмыслять права человека. Он также дал положительную оценку наработкам в этой области некоторых православных общественных организаций, таких как общество "Радонеж" и Союз православных граждан, которые в последние годы активно занимались осмыслением этой темы и осуществляли правозащитную деятельность.
Руководствуясь имеющимися наработками, митрополит Кирилл предложил в будущем документе дать ответы на следующие вопросы: "Каковы религиозные и философские достоинства личности и прав человека? Как онтологическое достоинство личности сочетается с практической реализацией этого достоинства? Что такое права человека?"
"Документ должен ответить на вопрос, есть ли ценности, стоящие выше прав и свобод человека", - добавил иерарх.
Особую тему, по мнению митрополита Кирилла, составляет проблема поиска стыковочных узлов между гуманистическим и традиционно-религиозным подходом к правам человека. По его мнению, одним из таких "узлов" могла бы стать тема нравственной ответственности личности и общества.
"Вопрос ограничения прав человека, соотнесения их с ответственностью и обязанностями составляет особый предмет рассмотрения", - сказал он, напомнив, что многие универсальные и региональные международно-правовые акты по правам человека допускают ограничения прав по таким основаниям, как уважение прав и свобод других лиц, требования морали, общественный порядок.
"К сожалению, - посетовал митрополит, - не все из этих оснований работают. Пожалуй, реально речь идет лишь об уважении прав и свобод других лиц, которое чаще всего толкуется таким образом, что действия индивида не должны создавать препятствий для подобных или сравнимых действий других лиц".
По его мнению, "требования морали становятся все более "резиновой" категорией в праве, что отражает разброс понятий о моральном и аморальном в современных обществах".
Говоря об этом, митрополит предложил рассмотреть вопрос о защите присущих обществу моральных установок в форме коллективных прав, поскольку мораль, как он считает, "обладает как личным, так и коллективным компонентами".
Мандат на разработку философско-религиозного видения этих понятий был получен на IX Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в Москве в марте этого года.