Как отмечает "Коммерсант-Власть", в республике сегодня две Церкви: одна из них полностью зависит от РПЦ, другая надеется на признание со стороны Элладской православной церкви.
Кульминация раскола пришлась на 15 мая. В этот день на собрании в Новоафонском монастыре, в котором приняли участие около полутора тысяч абхазов, была провозглашена Священная Абхазская митрополия с кафедрой в Новом Афоне. Основная задача, которую ставит перед собой митрополия, - поэтапное преобразование в независимую Абхазскую церковь.
Как уже сообщалось, собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями. Председателем Совета митрополии и одновременно кандидатом в епископы большинством голосов при тайном голосовании был избран архимандрит Дорофей (Дбар), возглавлявший Церковно-народное собрание в монастыре.
На собрании было принято обращение к предстоятелям и священным синодам всех поместных православных Церквей с просьбой о создании межправославной комиссии под руководством представителя Вселенского Патриарха для обсуждения вопроса урегулирования канонического статуса независимой Абхазской церкви.
Архимандрит Дорофей предложил обратиться к Минюсту Абхазии для признания ЦНС (Церковно-Народного собрания) в качестве нового церковного института на территории Абхазии. "В отношениях с главами поместных Церквей нужно будет обсуждать не просто создание митрополии, а в конечном итоге возрождение независимой Абхазской православной церкви", - отметил он.
Архимандрит Дорофей подчеркнул, что в Абхазии, "таким образом, создается еще одна епархия, церковная организация, и та, которая раньше заимеет своего абхазского епископа, та и возглавит Абхазскую церковь".
В свою очередь представители Сухумо-Пицундской кафедры, в которой служат священнослужители, не принявшие участия в этом Церковно-Народном собрании, заявили, что прошедшее собрание является неканоничным и "его решения не могут иметь законной силы для православных". Исполняющий обязанности управляющего Сухумо-Пицундской епархии священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская церковь может твердо встать на ноги только при поддержке Русской православной церкви и при строгом соблюдении православных канонов.
По словам Виссариона Аплиаа, организаторы собрания "ведут открытую раскольническую деятельность и заявляют о намерении создать некую вторую Церковь на территории Абхазии". Аплиаа утверждает, что в этом вопросе они нашли поддержку у людей несведущих и у тех, кто хочет использовать этот вопрос в политических целях".
В преддверии Церковно-Народного собрания свою обеспокоенность происходящим выразил и премьер-министр республики, а ныне один из кандидатов в президенты, Сергей Шамба.
"Ситуация, создавшаяся вокруг абхазского духовенства, нас очень тревожит, потому что она создает условия для раскола как в обществе, так и в самой Православной церкви", - сказал Шамба. "У нас есть поддержка со стороны Российской православной церкви, где рукополагаются новые священники. Конечно, мы все выступаем за автокефалию Абхазской церкви, и она уже сделала серьезные шаги в этом направлении. Она отделилась от Грузинской церкви и сегодня практически является независимой Церковью. Другое дело - это вопрос признания. Сегодня она де-факто признана Российской православной церковью, которая оказывает поддержку и помощь. Нужно набраться терпения и последовательно идти по пути официального признания", - считает Шамба.
В Русской православной церкви между тем заявили, что самопровозглашение Абхазской митрополии с перспективой превращения ее в самостоятельную Православную церковь Абхазии не отвечает канонам и не способствует урегулированию положения верующих в республике.
В РПЦ неоднократно отмечали, что вопрос о судьбе абхазских верующих должен решаться путем братского диалога с Грузинской православной церковью, канонической территорией которой является Абхазия.
По мнению представителя Московского патриархата, "такие вопросы, как учреждение новых митрополий или, тем более, основание независимых Церквей, - не решаются собраниями, подобными состоявшемуся 15 мая в Новоафонском монастыре".
Каноническая традиция Русской православной церкви не знает такого органа, как "церковно-народное собрание", заявил представитель РПЦ.
Некоторое время спустя после Собрания в Новоафонском монастыре его организаторы получили указы главы Майкопской и Адыгейской епархии РПЦ епископа Тихона (Лобковского), заштатными клириками которой они являются, о запрещении в священнослужении. Представители самопровозглашенной церковной структуры посчитали позицию Московского патриархата несправедливой. Иеромонах Дорофей увидел в формулировках указа Майкопского епископа ("сборище") оскорбление абхазского народа. Он заявил, что в ближайшее время он вместе с иеромонахом Андреем (Ампаром) намерен направить открытое письмо Патриарху Кириллу, где священники объявят о своем выходе из Русской православной церкви.
Как отмечает "Коммерсант-Власть", исход этого церковного конфликта не был бы так важен, если бы Новоафонский монастырь не стал едва ли не решающим аргументом на досрочных президентских выборах в Абхазии, назначенных на 26 августа в связи со смертью президента Сергея Багапша.
Главными кандидатами на президентское кресло считаются вице-президент Абхазии Александр Анкваб и премьер Сергей Шамба. Среди абхазских экспертов и политиков бытует мнение, что бывший милиционер Анкваб — жесткий и предельно принципиальный, а дипломат Шамба — либерал и любитель компромиссных решений. "За Анквабом пойдут люди, которые ждут сильную руку, которые надеются, что будет меньше коррупции и откатов, что будет больше принципиальности во внешней и внутренней политике, - заявил "Коммерсанту" редактор газеты "Чегенская правда" Инал Хашиг. У Сергея Шамбы, по его словам, симпатии чиновничества, которое хочет сохранения своих постов и привилегий. При этом оба политика, по мнению эксперта, являются "однозначно пророссийскими".
После внезапной смерти Багапша абхазам стало ясно, что, кто бы ни стал новым президентом, ему придется принимать условия Москвы, заинтересованной в том, чтобы Абхазия стала олимпийским спутником Сочи.
"Прямое вмешательство РПЦ в историю с Новоафонским монастырем, которая сначала касалась только внутренней ситуации в Абхазии, наводит на мысль, что монастырь хотят забрать под какие-то большие денежные проекты, - считает Инал Хашиг. - Всему абхазскому обществу придется определиться, какова цена независимости и сколько мы должны за нее заплатить. Может быть, это не Кремль, а чиновники второго плана под прикрытием Кремля пытаются откусить у Абхазии свой кусок пирога, но все это преподносится как необходимость отблагодарить Россию за признание".
На исход выборов, по мнению экспертов, повлияют в первую очередь личные симпатии к кандидатам, считает "Коммерсант-Власть".
Как ни странно, история с Новоафонским монастырем может оказаться ключевым фактором. Премьер Сергей Шамба давно выступает на стороне священника Виссариона Аплиаа и известен своим неприязненным отношением к "новоафонским раскольникам". Еще в мае, после собрания в Новом Афоне, он заявлял еженедельнику "Коммерсант-Власть", что молодые монахи, "присланные из-за границы неизвестно для каких целей", незаконно захватили монастырь и удерживают его и власти намерены подать на них в суд.
Известный абхазский блоггер Ахра Смыр полагает, что ультиматум, предъявленный новоафонским монахам, свидетельствует о том, что премьер Шамба перешел в наступление и что, раздувая конфликт, он пытается вовлечь в него своего конкурента Александра Анкваба: "Что бы Анкваб ни предпринял, результат обернется против него. Молчание будет трактоваться как одобрение действий против раскольников, а их публичная поддержка будет воспринята как бунт против России".
До сих пор вице-президент Анкваб никак не реагировал на новоафонские страсти. Если, конечно, не считать вызова иеромонаха Дорофея на совбез. "Я думаю, он занял выжидательную позицию, предоставляя Сергею Шамбе совершить больше ошибок, - уверен Инал Хашиг. - Позиция Шамбы по отношению к Дорофею (Дбару) сама по себе дискредитирует его: у отца Дорофея невиданный для священника авторитет в Абхазии. Наверное, поэтому премьер так торопится избавиться от Дбара до выборов".
Выгнать монахов из монастыря, как считают эксперты, невозможно. "Если даже суд примет решение о выселении монахов, как они намерены его осуществить? - недоумевает Изида Чаниа.— У нас суды не могут выселить даже людей, занимающих незаконно квартиры и дома".
"В самом Новом Афоне есть человек 50 ветеранов грузино-абхазской войны, которые очень авторитетны в обществе, - утверждает Ибрагим Чкадуа. - Они на стороне новоафонских монахов. Они просто никого туда близко не подпустят".
"Москве надо понять, - резюмирует Инал Хашиг, - что абхазская независимость - это не бутафория, а реальность, за нее абхазы заплатили высокую цену и она существует давно, даже вне зависимости от признания Москвы. И есть вещи, которые Абхазия никогда не переступит".