Инструментов принуждения для введения в России православного дресс-кода у Церкви нет, уверены в "НГ"
izbrannoe.ru
Внимание "Независимой газеты" привлекла в четверг дискуссия в российском обществе, вызванная предложением ввести общероссийский дресс-код как для слабого, так и для сильного пола.

Напомним, что эта идея стала плодом размышлений главы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, считающего, что свободный стиль одежды - прежде всего у женщин - способен провоцировать нежелательные ситуации вплоть до преступлений и даже нарушать межнациональный мир. Поэтому священник пришел к выводу о необходимости регулирования внешнего вида граждан России. Особое внимание здесь уделяется прекрасной половине населения страны. Всеволод Чаплин заявил, что внешний вид человека всегда и везде считался не только частным вопросом. Сославшись на то, что в последнее время различные компании, вузы, школы завели у себя дресс-коды, священник предложил "придумать и общероссийский дресс-код".

Как отмечает газета, к "корпоративному дресс-коду", регулирующему внешний вид сотрудниц вплоть до длины волос и юбок, многие в нашей стране хоть и с трудом, но привыкли. Коммерческие организации устанавливают для сотрудников свои требования, однако трудоустраиваться именно в компанию со строгими правилами никто не неволит. Другое дело – утверждение единого стиля одежды для всего общества. Такое практикуют в наши дни только, пожалуй, в Северной Корее или в зоне влияния исламских фундаменталистов, да еще в одном из самых неоднозначных российских регионов – в Чеченской Республике.

Глава Чечни Рамзан Кадыров начиная с 2006 года приучает чеченок к обязательному ношению платков, длинных юбок или платьев. Такой "дресс-код" официально действует в школах, вузах и в правительственных учреждениях. В середине 2010 года кампания "за достойный вид женщин" уже приобрела в республике тотальный характер, пишет издание.

Провластное молодежное движение "Рамзан" провело марш под названием "Как должна одеваться чеченская женщина". Марш сопровождался наглядной демонстрацией: в колонне шествовали девушки в закрывающих волосы платках и в серых платьях до земли. Девушек в коротких юбках, без платков или с ярким макияжем прямо средь бела дня на улицах Грозного начали обстреливать краской из пейнтбольных ружей. Кадыров обвинения в организации этих нападений отверг, но заявил в интервью грозненскому телеканалу, что если найдет стрелявших, то "объявит им благодарность", а подвергшиеся нападению девушки, дескать, "вели себя неприлично" и "должны были просто исчезнуть с земли, запереться дома и не выходить", цитирует "НГ" слова главы Чечни.

Между тем, пишет газета, выступления чеченского лидера во многом перекликаются с заявлениями протоиерея Чаплина. Издание отмечает, что в последнее время в своих заявлениях глава Синодального отдела прямо высказывал определенное одобрение порядкам в Чечне: "Если в Чечне, Ингушетии, Дагестане действуют многие нормы исламского права, то было бы ошибкой... говорить, что это однозначно плохо". Он добавил, что сказанное "касается не только мусульман, а всех верующих".

Поскольку в Чечне немусульманское население составляет около 1%, речь явно шла о других регионах России, в том числе о Москве, где в последние годы усилиями РПЦ активно создается индустрия "православной женской моды". Открываются магазины скромной одежды, выпускаются глянцевые журналы, ориентирующие на домостроевскую моду. В православном стиле также доминируют головные платки постных расцветок и платья до пят.

Однако режим в Чечне и культ ее сильного лидера (который между прочим поддержал идеи Чаплина) – явление в России пока достаточно специфичное и уникальное. Оно обусловлено целым рядом факторов и наличием инструментов принуждения, которые у инициаторов введения "общероссийского дресс-кода" в православном стиле, слава Богу, отсутствуют, заключает газета.