Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
Wikimedia
Вайшнавы отмечают 140-летие со дня рождения Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которого за бескомпромиссность в проповеди персоналистского понимания Бога называли "гуру-львом".

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (1874-1936) - один из наиболее ярких религиозных деятелей новейшей истории Индии. Он был сыном Бхактивинода Тхакура (1838-1914), выдающегося проповедника традиции "Кришна-бхакти" (путь преданного служения Богу). В юности Сарасвати Тхакур прославился как ученый-астролог, но впоследствии избрал путь религиозной проповеди, говорится в пресс-релизе Отдела по связям с общественностью Центра обществ сознания Кришны в России, поступившем в редакцию NEWSru.com.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился в Джаганнатхапури (священный город на востоке Индии) 6 февраля 1874 года (традиционно вайшнавы пользуются в своей духовной практике не солнечным, а лунным календарем, поэтому даты явления или ухода великих вайшнавов оказываются как бы "плавающими"). В детстве Бимал Прасад (такое имя ему дали его родители при рождении) с непостижимой легкостью изучил Веды, наизусть запомнил всю Бхагавад-гиту и наслаждался изучением философских работ своего отца. А за неистощимый запас знаний его даже прозвали "ходячей энциклопедией".

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур резко выступал против имперсоналистских догматов, то есть против понимания Бога как некоей безличностной субстанции. Основываясь на авторитете Вед, он отстаивал восприятие Бога именно как личности. За свое бесстрашие и бескомпромиссную проповедь вайшнавского учения его стали называть Нрисимха-гуру (гуру-лев). Как свидетельствуют современники Тхакура, майявади (сторонники учения имперсонализма), едва завидев "гуру-льва", тут же переходили на другую сторону улицы, не отваживаясь вступать с ним в полемику.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур решительно выступал и против так называемого кастового мышления. Следуя по стопам своего отца, он настаивал на классической ведической социальной модели (варнашрамы), благодаря которой обеспечивается постепенный, но верный духовный рост любого человека, независимо от его социального статуса или происхождения, а само общество наполняется духовно-нравственным внутренним содержанием.

Популярность Сарасвати Тхакура быстро росла, количество его учеников достигло почти 40 тысяч. Свою задачу духовный реформатор видел и в объединении четырех родственных вайшнава-сампрадай (ученических преемственностей), для чего опубликовал самые известные философские произведения всех их представителей. Стремясь к объединению, Сарасвати Тхакур основал 64 ашрама (монастыря) традиции бенгальских вайшнавов (Гаудия) по всей Индии, а также в Бирме, Англии и Германии. Английские власти неоднократно пытались переманить популярного религиозного лидера на свою сторону, но получали отказ – Сарасвати Тхакур считал, что религия несовместима с политиканством.

Будучи вдохновенным проповедником, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был исполнен восторженной любви к Богу. Он провел раскопки на месте явления Господа Чайтаньи (1486-1533) в Йогапитхе (Маяпур, Западная Бенгалия), несмотря на препятствия, чинимые кастовыми госвами. В этом месте он построил великолепный храм. Чтобы увековечить память о посещении Господом Чайтаньей некоторых святых мест, он установил в них мраморные оттиски стоп Господа.

Три его издательства, которые он называл Брихат-мридангами (букв. "великими барабанами") и которые располагались в Мадрасе (ныне Чхеннаи), Калькутте (ныне Колката) и Кришнанагаре, печатали книги, журналы и газеты, с помощью которых Сарасвати Тхакур распространял послание Шри Чайтаньи. Когда его спросили, зачем нужно печатать ежедневную духовную газету "Надия Пракаш", тот ответил: "Уж если даже какой-то мелкий городишко может позволить себе выпуск пяти ежедневных газет, почему же мы не можем ежесекундно издавать газету о том, что происходит в вечном, неувядающем мире трансцендентных деяний Верховного Бога-личности на Его безграничных духовных планетах, на Голоке Вриндавана?"

Помимо работ своего отца, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур опубликовал множество священных книг, начиная с древнеиндийских санскритских, таких, как Бхагавад-гита ("Песнь Бога") и Шримад Бхагаватам (Чудесное повествование о Боге-личности"), и кончая богословскими произведениями средневековых вайшнавских святых: "Чайтанья-бхагаватой" (Вриндавана-даса Тхакура), "Чайтанья-мангалой" (Лочана-даса), "Премабхакти-чандрикой" (Шри Нароттама-даса Тхакура) и своей любимой "Шри Чайтанья-чаритамритой" (Кришнадаса Кавираджа). Он предсказал, что люди Запада будут изучать язык бенгали специально для того, чтобы наслаждаться нектаром, оставленным Кришнадасом Кавираджем в его "Чайтанья-чаритамрите".

Для того чтобы расширить сферу своей проповеди, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур привнес множество нововведений. По всей Индии он установил бесплатные теистические выставки и диорамы с изображением лил (развлечений и деяний) Шри Кришны и Шри Чайтаньи. "Революционные" проповеднические идеи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура брали свое начало в принципе юктавайрагьи, то есть использования всего, что имеется под рукой, в служении Богу. Воспользовавшись последними достижениями своего времени, он даже создал самодвижущиеся куклы для показа поучительных религиозных мистерий. Игнорируя "каноны" и "традиции", он позволил своим ученикам-санньяси (то есть принявшим обет безбрачия и отречения от мира) носить куртки и пальто (пошитые руками портных), ездить в автомобилях и на моторных лодках, а также отправил некоторых из них в Европу с проповедью бхакти.

Наиболее известным учеником Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура стал Абхай Чаран Де, прославившийся впоследствии под именем Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) и основавший Международное общество сознания Кришны. Именно по настоянию своего учителя Бхактиведанта Свами развернул широкую проповедь идей бхакти (служения Богу с преданностью) на английском языке и осуществил переводы на английский Бхагавад-гиты, Шримад Бхагаватам, Чайтанья-чаритамриты и других сакральных текстов.