В Германии много шуму наделала серия репортажей одной частной телерадиокомпании, сообщает "Немецкая волна". Ее репортеры прямо на рождественских рынка расспрашивали случайных прохожих о празднике, о его значении.
По-немецки Рождество называется "Weihnachten", то есть, "священная ночь". Таким образом, непосредственно на день рождения Сына Божьего немецкое название праздника не указывает.
Каково же было возмущение публики, познакомившейся с репортажами, когда оказалось, что большинство молодых людей и понятия не имеет, что речь идет о Рождестве Христовом. Вопросы ведущих о том, кто такой был Иосиф, и, вообще, когда и где родился Христос казались в этиой ситуации вообще неуместными. Люди постарше еще знали ответы. Те же, кто помоложе, ничуть не смущаясь, отвечали, что Рождество придумано американцами, чтобы получать подарки. А до остального им нет дела.
В Германии есть еще одно различие: на западе страны, особенно в католических регионах, люди больше знают о религиозном содержании праздника. В восточных же землях создается впечатление, что молодежь никогда в жизни не держала в руках Евангелие. И если в сельских регионах люди хотя бы по воскресеньям ходят в церковь, то в больших городах в восточной части Германии положение такое, что некоторые теологи даже говорят о "городах, которые покинул Бог".
В причинах этого в преддверии Рождества, попытались разобраться ведущие представители Евангелической Церкви Германии. Профессор теологии университета имени Гумбольдта в Берлине Вольф Кретке, занимающийся проблемами церковного движения в восточной части Германии отмечает, что "то состояние людей, когда они напрочь забывают, что Бог играет важную роль в их жизни, стал нормой. Для многих посещение церкви или даже просто обращение к религиозной тематике представляется настолько абсурдным, что они даже и спорить об этом не хотят".
Как считает DW, здесь сказываются десятилетия атеизма, принудительно насаждавшегося в социалистические времена. Между тем, именно Евангелическая Церковь сыграла важнейшую роль в мирной революции 1989-го года в бывшей ГДР. Кое-кто тогда даже заговорил о религиозном возрождении. Но сразу после объединения страны выяснилось, что Церковь в те годы была скорее местом встречи, связующим звеном для всех инакомыслящих и противников режима, чем духовным прибежищем. Те самые люди, которые в конце 80 годов регулярно собирались в храмах Ростока, Магдебурга или Лейпцига сегодня даже в канун Рождества приходят в церковь разве что на концерт органной музыки.
Профессор Кретке полагает, что в ГДР прихожане в массовом порядке отворачивались от Церкви в результате репрессий со стороны властей ГДР. Но поскольку вера, по его убеждению, - дело глубоко личное, индивидуальное, рассчитывать на массовое обращение к вере или коллективный возврат в Церковь не приходится. К этой трудности добавляется еще и иная: с уходом прихожан церкви обеднели. В результате приходится укрупнять приходы, что приводит к потере личного контакта священника с верующими, а, главное, с теми, кто готов обратиться к вере. "Большинство церквей открываются всего на час по воскресеньям, а всю неделю стоят закрытыми", - с сожалением отмечает профессор.
Во многих городах на востоке страны, которые раньше считались оплотами Евангелической Церкви, сегодня официально числятся верующими лишь менее 50% населения. Между тем, многие из них вовсе не порвали окончательно внутреннюю связь с религией.
"После террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне людям необходимо было найти место, где они могли бы выразить свои чувства, выговориться, услышать слова утешения. И люди вспомнили о церкви. В берлинском Соборе, в церкви памяти кайзера Вильгельма мы тут же провели внеурочные службы. И в последующие дни церкви были полны", говорит суперинтендант Евангелической Церкви в берлинском районе "Mitte" Лотар Виткопф.
По мнению суперинтенданта Дрездена Мартина Лерхнера, трагические события 11 сентября - фактор исключительный. В будни же необходима каждодневная работа: например, через социальные учреждения Церкви, приюты, больницы, дома престарелых.
"Все больше родителей хотели бы, чтобы их дети посещали конфессиональные, будь-то евангелические или католические, дошкольные учреждения, конфессиональные гимназии. Смотрите, число школьников год от года сокращается, а в конфессиональных школах настоящий конкурс. Причем родители этих учеников вовсе не обязательно верующие люди. Или возьмите нашу социальную службу по уходу за пожилыми. Почему люди обращаются в первую очередь именно к нам? Да просто потому, что церкви за свою многовековую историю накопили огромный опыт социальной работы. Это наш неразменный капитал, и его надо лучше использовать", - считает глава Церкви в Дрездене.