Об этом человеке, в чьем ведении находилось до 20 тыс. боевиков и за любую информацию о котором пакистанские власти обещали более 600 тыс. долларов, рассказывается в статье, опубликованной в очередном выпуске "НГ-Религии".
Бейтулла Мехсуд родился в 1974 году в деревне Ланди Док в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Он получил лишь начальное религиозное образование, однако недостаток знаний Бейтулла с успехом компенсировал своей природной харизмой, политической выверенностью, благодаря чему ему удалось объединить талибов так называемой зоны племен – пояса расселения пуштунских племен на северо-западе Пакистана вдоль афганской границы.
В декабре 2007 года для повышения эффективности проведения боевых операций против сил западной коалиции в Пакистане и Афганистане, а также местных правящих режимов им была сформирована организация "Техрик-и-Талибан Пакистан". Эта структура объединила 27 локальных группировок исламистов. Популярность и уважение среди боевиков по обе стороны границы позволяли Мехсуду быть связующим звеном между афганскими и пакистанскими талибами.
Бейтулла отточил свои навыки партизанской войны под руководством Джалаладдина Хаккани, ветерана войны против советских войск, примкнувшего позже к талибам в Афганистане. Именно он в 2002 году в горах Тора Бора помог Усаме бен Ладену избежать гибели, а также предоставил убежище многим боевикам "Аль-Каиды" на территории приграничных районов Пакистана. Северный и Южный Вазиристан, Белуджистан, Баджаур, Северо-Западная пограничная провинция этой страны образуют своего рода пояс безопасности для иностранных моджахедов. Исламисты организовали здесь свои анклавы, которые фактически вышли из-под юрисдикции пакистанских властей и немало сделали для организации подрывных акций в крупных городах, надеясь тем самым спровоцировать там восстание против правящего режима в Исламабаде.
Вместе с тем идеологические установки "Аль-Каиды" отрицают многие положения кодекса поведения пуштунов, рассматривая их как языческие и антиисламские. Пуштунские племена строго следуют суннитской ветви ислама, однако при этом не могут отказаться от традиционных обычаев. Исторически родоплеменные образования имели практически полный контроль над территориями своего обитания, а их вожди – над членами своего иерархического племенного объединения, заключая в себе верховную политическую, военную, юридическую и экономическую власть.
Пребывание в регионе с сильным влиянием местных обычаев, противоречащих установкам чистого ислама, заставляет иностранных моджахедов тщательно выверять тактику действий. "Аль-Каида" предпочитает действовать через местные группировки, при этом оставаясь в тени. Стало обычной практикой, когда спланированный "Аль-Каидой" теракт проводится местными группами. Талибы перенимают у иностранных моджахедов опыт создания и применения взрывных устройств, подготовки и применения смертников. Бейтулла Мехсуд стал основным проводником интересов международного радикального исламизма в зоне племен. Активно сотрудничая с "Аль-Каидой" в боевых действиях против американских войск, Мехсуд, возглавлявший "Техрик-и-Талибан Пакистан", несет ответственность за большинство терактов с использованием террористов-смертников в Пакистане. Он также обвинялся в причастности к убийству бывшего премьер-министра страны Беназир Бхутто в декабре 2007 года.
Разделяя идеологические установки глобальной борьбы "Аль-Каиды", Бейтулла Мехсуд выступал за проведение террористических атак не только в отношении американцев, афганской армии, но и против правящего режима в Пакистане. Однако его потенциальные преемники – руководители отрядов талибов, входящих в "Техрик-и-Талибан Пакистан", – Хакимулла Мехсуд, Азматулла и Валиур Рахман - призывают сосредоточить силы на Афганистане, избегая конфронтации с пакистанскими силами безопасности. Смерть Мехсуда вряд ли приведет к прекращению действий этой группировки.