Радостное пасхальное приветствие "Христос Воскресе" прозвучало в полночь в главном православном соборе России - храме Христа Спасителя. В пасхальном послании Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал "в светлые дни пасхального торжества" "поделиться нашей радостью со своими родными и близкими, проявить к ним деятельную любовь и милосердие". "Такова освященная веками традиция, следуя которой, мы свидетельствуем о своей причастности к наследию Христову и вере в то, что воистину воскрес Господь", - подчеркнул предстоятель РПЦ.
"Ныне, как и прежде, Русская православная церковь с усердием совершает свою спасительную миссию, неустанно возвещая правду Божию, утверждая непреходящее значение евангельских заповедей, призывая к миру и согласию, служа духовному единению народов, проживающих в странах пастырской ответственности Московского Патриархата", - отмечалось в послании.
"Наша особая молитва сегодня - о народах России и Украины, о том, чтобы воцарился мир в умах и в сердцах братьев и сестер по крови и по вере, чтобы восстановились утраченные связи и столь необходимое сотрудничество", - подчеркнул патриарх.
Как известно, Пасху в этом году празднует одновременно весь христианский мир - Русская и другие православные Церкви, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, а также многочисленные протестантские Церкви мира.
- Пасха у православных
- Пасха у католиков
- Пасха у протестантов
- Пасха в Армянской апостольской церкви
Напомним, что в 2000-е годы "восточная" и "западная" Пасхи праздновалась в 2001-м, 2004-м, 2007-м, 2011-м и 2012-м годах. Последнее погодовое совпадение "общего" празднования наблюдатели называли чрезвычайно редким. В предыдущий раз оно случалось в 1942-м и 1943-м годах, но тогда на это мало кто обратил внимание из-за войны. Следующее погодовое совпадение случится в 2037-м и 2038 году. А ближайшая после нынешней "общая Пасха" наступит в 2017 году.
О том "общем", что должно объединять в пасхальные дни всех христиан, рассуждали в ходе онлайн-конференции, организованной накануне РИА "Новости", представители Русской православной и Римско-католической Церквей - первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов и генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.
Участники конференции отметили, что совпадение дня празднования главного христианского праздника у православных и католиков позволит верующим более глубоко пережить пасхальные торжества, напомнит им о главных ценностях христианской веры и о заповеди о единстве верующих во Христа.
По словам Козлова, совпадение двух пасхалий - восточной и западной происходят не регулярно, но периодически. В свою очередь Ковалевский заметил, что в этом веке православные и католики будут чаще отмечать Воскресение Христово вместе - "такие совпадения будут более частыми, чем в веке предыдущем".
"Чрезвычайного значения я бы этому совпадению не придавал. Конечно, его всякий раз можно будет использовать, и полезно, наверное, будет использовать, чтобы христиане напомнили себе о словах Спасителя - "да будут все едины", и о том, что заповедь о единстве верующих во Христа никогда не должна уходить на периферию нашего духовного зрения", - сказал протоиерей Максим Козлов.
По его словам, речь идет о "единстве не как дипломатическом компромиссе, путем переговоров иерархов оно никогда не может быть достигнуто, а о единстве как осознании себя по одну сторону баррикад по сравнению с секулярным гуманизмом или господствующей идеологией общества потребления, определяющими в значительной мере современное массовое сознание". "И о том, что вообще весь христианский мир сейчас стоит в радостном ожидании того события, которое является основой веры для всех христиан; пусть это будет поводом к тому, чтобы верующие во Христа вспомнили о главных ценностях нашей веры", - отметил Козлов.
В свою очередь священник Игорь Ковалевский заметил, что когда православные и католики празднуют Пасху в один день, "радость Воскресения Христова чувствуется особо ярко". "Я помню по прошлым годам, когда мы праздновали Пасху вместе, многие верующие переживали эти праздники особым образом, поскольку и наши братья православные тоже отмечали этот праздник, и это было видно везде, и даже в культуре. Так что надеюсь, что действительно совместное празднование позволит нам более глубоко пережить эти пасхальные торжества", - отметил представитель Католической церкви.
Отвечая на вопрос о том, как стоит провести последние дни перед Пасхой и сам праздник, первый зампред Учебного комитета РПЦ пожелал как постоянным, воцерковленным прихожанам, так и тем, кто только приходит в Церковь, "постараться прикоснуться к Пасхе именно как к духовному празднику, как к основе христианской веры".
"Отложить на время аргументы, собственное мнение о духовенстве, иерархии, вообще о позиции Церкви, и помнить, что Церковь - не общественный инструмент, не то же самое, что клуб филателистов или профсоюз, а богочеловеческий организм, в котором можно вдруг для себя, - и на Пасху особенно можно, когда небо так "открыто", - соприкоснуться с реальностью, с которой нигде больше, кроме как в Церкви, ты причастным оказаться не можешь. Дай Бог с этой реальностью встретиться, соприкоснуться", - сказал Козлов.
Древнейший праздник христианской Церкви
Светлое Христово Воскресение - древнейший праздник христианской Церкви, который был учрежден и праздновался уже в апостольское время. Пасхою он называется по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. Поскольку в этот день произошло событие Воскресения Христова, то наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу.
Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.
В первые века христианства Пасху праздновали в разных Церквах в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день месяца нисана (по сегодняшнему европейскому календарю эта дата выпадает на март ‑ апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нашего времени не дошло.
С апостольского времени Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.
Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо, символизирующее новую жизнь.
Обычай дарить на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то в качестве подношения подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам "Христос Воскресе!", в ответ говорить "Воистину Воскресе!" и дарить друг другу крашеные яйца.
Незадолго до полуночи в Великую субботу служится полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.
В конце Заутрени священник читает знаменитое "Слово св. Иоанна Златоустаго", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.
В некоторых храмах сразу после заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые постились, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.
После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.
Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием "Христос Воскресе!" и ответом "Воистину Воскресе!"
Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, творожная пасха и пасхальный кулич.
Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название "крашенка" или "писанка". Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.
На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.
Пасхальный кулич призван напомнить о том, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его Воскресение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.
Православные верующие искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.
Традиция дарить на Пасху яйца, символы новой жизни, является общей для всех христиан. Между тем в западной традиции помимо яиц принято обмениваться подарками. Традиционным подарком является фигурка пасхального зайца, приготовленного из сладостей. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства появился в XVI веке в Германии. В христианских семьях верили, что волшебная крольчиха разносит по домам хороших и воспитанных детей крашеные яйца к празднику. Со временем эта легенда появилась и в других странах.
Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино. Многие прихожане приносят освятить агнеца из теста, политого белой глазурью.
Торжественное богослужение у католиков называется навечерие Пасхи. Во время литургии во дворе храма разжигается костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча - Пасхал. Священник входит с этой свечой в храм, в котором полностью погашен свет, и прихожане зажигают от огня свои свечи.
Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.
У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца. Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме "гнезда" пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. В игре принимают участие и взрослые. В Вашингтоне каждый год выстраивается гигантская очередь желающих принять участие в поиске пасхальных яиц на лужайке перед Белым домом. "Президентская" традиция ведет свою историю с 1878 года.
Для протестантов Пасха - второй по важности праздник после Рождества Христова. По традиции западные протестанты отмечают Светлое Христово Воскресение в один день с католиками, а российские - с православными, пишет портал protestant.ru.
Пасха начинается с ночной службы, во время которой происходит "благословение нового огня", зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания. В церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная буквами альфа и омега - начальной и конечной буквами греческого алфавита. В соответствии со словами Христа ("Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец"), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.
При этом главный символ протестантской Пасхи - пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес.
Лютеранской Пасхе, как и в православии, всегда предшествует страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. При этом верующие не придерживаются обязательного сорокадневного поста перед праздником.
Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.
Пасха в Армянской апостольской церкви
В Армении Пасха, которую называют "Затик", является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.
В этот день армянские хозяйки подают кутап - тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком. В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка - гата.
В блюда непременно добавляют сушеные листья алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.
Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет - символ пролитой крови Христа. Святой Армянской апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: "Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой - воздух, белок - воду, желток - землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа".