"На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это - культурная идентичность, а не собственно религиозная", - заявил глава Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Его слова приводит агентство "Интерфакс" со ссылкой на исследовательскую службу "Среда".
По заказу этой организации фонд "Общественное мнение" провел весной 2011 года опрос, в ходе которого лишь 26% (против 54%) респондентов согласились с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.
Идентифицирующие себя с православием чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в воскресение (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%). Как отметил Легойда, многие люди "действительно ничего не знают о вере".
По его словам, у тех, кто говорит, что не верит в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться "по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале "Крокодил", в которых "рай" - это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а "адская жизнь" - сковородки, на которых черти вилами колют грешников".
"Но в такую загробную жизнь и не стоит верить - она к христианству имеет мало отношения. Поэтому ответы в исследовании могут быть не в последнюю очередь связаны с представлениями большинства о загробной жизни. Если бы людям был задан вопрос: "Верите ли вы в бессмертие души?" - убежден, мы получили бы другой процент", - заявил представитель Церкви.
В свою очередь глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в повседневной жизни "обыватель даже боится подумать о смерти, боится назвать ее, произнести это слово вслух".
В то же время военные и сотрудники правоохранительных органов в силу профессии часто сталкиваются со смертью лицом к лицу, поэтому среди них "велико число верующих - православных, представителей других конфессий, мусульман".
Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский заявил, что, "если у нас нет веры в воскресение после смерти, нам просто не во что верить, и все, что мы делаем, не имеет никакого смысла, тем более Великий пост".
Он разделяет мнение о том, что чаще всего жители России относят себя к православию как к элементу истории и культуры. "Люди могут в течение дня заходить в храм для того, чтобы поставить свечу перед иконой, написать записку, даже перекреститься и выйти. Но это ровным счетом никак не отражается на их повседневной жизни. И их заход в православный храм не отличается от паломничества к бронзовой собаке на станции метро "Площадь Революции" для того, чтобы погладить ее нос", - добавил священник.