В документе, изданном 20 апреля комиссией и утвержденном Папой Римским Бенедиктом XVI, утверждается, что традиционная концепция "лимбо" "слишком ограниченно отражает идею Спасения".
Церковь продолжает учить, что вследствие первородного греха крещение остается прямой дорогой к Спасению для всех людей, и призывает родителей крестить младенцев. Но Всевышний милостив и "хочет, чтобы спаслись все люди", говорится в документе. Милость Господня сильнее греха, и теперь, согласно новой теории, можно надеяться, что души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.
В пятом веке Св. Августин постановил, что некрещеные младенцы отправляются в ад. Но в тринадцатом веке богословы как раз-таки включили понятие "лимбо" для таких детей. Это место, где некрещеные младенцы не находятся в Божьей власти, но не страдают, поскольку не знают о том, чего были лишены. Целые столетия главы Ватикана опасались приравнивать "лимбо" к официальной доктрине, и этот вопрос оставался открытым.
В заключении ватиканской комиссии говорится, что совет рассмотрел множество факторов, и этот анализ дал серьезную теологическую надежду: некрещеные младенцы тоже будут спасены. Этот вывод является не строгим научным утверждением, а только лишь поводом для надежд верующих, особенно подчеркивается в заявлении.
Документ, который ранее в этом году к публикации одобрил Бенедикт XVI, занимает 41 страницу. Международная теологическая комиссия, в которой работают 40 членов, является неким советом при Ватикане, в частности, при Конгрегации доктрины веры, которая занимается формулировками официальной позиции католической церкви.
В документе утверждается, что нынешнее решение и позиция по этому вопросу являются очень важными, поскольку число младенцев, о которых идет речь, в мире увеличивается. Многие рождаются в семьях, не исповедующих католицизм, а многие становятся жертвами абортов, говорится в заявлении.
Концепция "лимбо" никогда не рассматривалась как официальная догма в церковном катехизисе, который предусматривает, что некрещеные младенцы просто вверяются божьей милости. Но все же лимбо долго рассматривалось в церковном учении. В настоящее время, как говорится в документе, людям все сложнее смириться с тем, что Бог будет столь жесток, что не допустит их младенцев, которые умерли безгреховными, к вечному счастью.
Отныне родители могут больше не испытывать чувство вины, пребывая в сомнениях, что станет с их ребенком после смерти. Однако все не так просто: новое заявление должно быть выверено с фундаментальным учением церкви о первородном грехе и необходимости процедуры крещения как единственном спасении.
Авторы документа попытались проследить, как к этой проблеме относилась церковь на протяжении своего развития, ведь никакого "явного ответа" в Священном писании нет.
Один из главных вопросов, который ставится в документе - учение церкви о крещении как необходимом условии спасения души. Учение это требует некоторого пояснения, в связи с тем, что, как сказано в документе, "младенцы ещё не совершили ничего такого, что помешало бы им получить искупительную милость Божью".
"В этой, а также в некоторых других ситуациях таинство крещения не является абсолютно обязательным, оно вторично по сравнению с желанием Бога спасти каждого человека", - говорится далее в документе.
Посмертная участь некрещеных младенцев в православии, исламе и буддизме
В Русской православной церкви не берутся определить посмертную участь душ некрещеных младенцев, но молятся за них в частном порядке. "Пытаться определить, где находятся души умерших некрещеных младенцев до Всеобщего Суда, я бы не рискнул. Это тайна, которая вряд ли доступна нашему пониманию", - сказал РИА "Новости" в пятницу зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
РПЦ, отметил он, считает святыми только тех некрещеных младенцев, которые были убиты Иродом после рождения Иисуса Христа. "Мы не молимся за некрещеных в общей церковной молитве. Но мы молимся, без упоминания имен, о некрещеных младенцах в частной молитве, надеясь на милосердие Божие", - заключил представитель Московского патриархата.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский подчеркнул, что "на самом деле концепция "лимбо" никогда не была официальным догматическим учением церкви". "Это была всего лишь богословская теория", - добавил Ковалевский.
Представления католиков и православных весьма схожи в признании таинственности посмертной участи душ некрещеных младенцев. "Без благодати спасение невозможно. Благодать верующий получает в таинствах Церкви. Однако Сам Бог этими таинствами не связан. Бог может вести спасение иными Ему ведомыми путями", - сказал Ковалевский.
"В исламе считается, что если ребенок умер в младенческом возрасте, то он попадает в рай без всяких ограничений - как безгрешный", - заявил замглавы Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин.
По учению буддизма, карма ребенка, который умер, не достигнув своего сознательного возраста, зависит от кармы родителей. "Поэтому будущие родители должны соблюдать чистоту тела и духа, а за новорожденным должен быть соответствующий уход", - призвал московский представитель Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама. "Но посмертная судьба ребенка все-таки остается тайной", - заключил он.