Близость Русской Православной Церкви к власти это миф, так как она отделена от государства не только по Конституции РФ, но и по самой жизни
Patriarchia.ru
Близость Русской православной церкви к власти - это миф, так как она отделена от государства не только по Конституции РФ, но и по самой жизни, заявил в интервью "Новым Известиям" пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, протоиерей Владимир Вигилянский.

Впрочем, по его словам, не надо путать российское государство и российское общество, которое "на протяжении последних 20 лет неизменно в большинстве своем (до 70% населения) считает себя православным". Поэтому Церковь и принимает активное участие в тех сферах общественной жизни, которые касаются жизни общества: социальная работа, охрана памятников культуры, образование, здравоохранение и т.д. А если и есть какие-то перегибы во взаимодействии государства и Церкви, то это "исключение из правила".

Вероятно, одним из таких исключений стала и охрана Патриарха сотрудниками Федеральной службы охраны (ФСО). Как рассказал Вигилянский, еще президент России Борис "Ельцин в целях безопасности сам навязал Патриарху защиту", так как количество угроз в адрес первых лиц Церкви "огромно из-за большого количества озлобленных воинствующих атеистов". "А теперь это пошло по инерции в другое время и с другим Патриархом", - сказал пресс-секретарь предстоятеля РПЦ.

Отметим, что в данном вопросе Вигилянский неточен. Охрана Патриарха Алексия II стала входить в обязанности ФСО уже при президенте Владимире Путине. Указ о выделении главе РПЦ государственной охраны стал одним из первых его решений, когда он еще был в статусе и.о. главы государства. А до этого времени безопасностью Патриарха занималось ГУВД Москвы.

Кстати, новость об усилении охраны Патриарха сотрудниками ФСО есть и на сайте "Православие.ru", который был создан по благословению Алексия II. Там сказано, что "с 11 января 2000 года за безопасность Святейшего Патриарха Алексия несет ответственность Федеральная служба охраны РФ... Подобные изменения косвенно свидетельствуют о повышении статуса Русской православной церкви в связи со сменой главы государства".

Напомним, вопрос, на каком основании ФСО за государственный счет обслуживает главу Церкви, от этого государства отделенной, всплывает периодически, однако остается без вразумительных ответов, как с одной, так и с другой стороны.

Так, в январе этого года руководитель правозащитного движения "За права человека" Лев Пономарев направил в Федеральную службу охраны запрос, в котором ссылался на статью 14 Конституции РФ, закрепляющую принцип светскости государства и уравнивающую перед законом все религиозные объединения, а также на федеральный закон о государственной охране, в списке которого Патриарх не значится. Тогда ФСО ответила, что решение предоставить госохрану Патриарху было принято президентом "в соответствии со статьей 80 Конституции".

Отметим, что ни в одной из частей этой статьи Конституции РФ нет ни слова не только о государственной охране главы РПЦ, но и об обязанности или праве президента такую охрану предоставлять.