19 февраля буддисты празднуют Новый год по лунному календарю. На смену Синей Деревянной Лошади приходит Зеленая Деревянная Коза или, по другой традиции, Овца
Reuters
19 февраля буддисты празднуют Новый год по лунному календарю. На смену Синей Деревянной Лошади приходит Синяя Деревянная Коза или, по другой традиции, Зеленая и тоже Деревянная Овца.

У буддистов этот праздник, в зависимости от языковой принадлежности, зовется Лосар (по-тибетски), Цагаалган (по-монгольски), Сагаалган (по-бурятски) или Шагаа (по-тувински).

- Владимир Путин поздравил буддистов России с праздником Сагаалган
- Что говорят астрологи о Козе, которая бывает и Овцой

В традиции тибетско-монгольского буддизма Новый год (тиб.- Лосар, монг. - Цагаалган) является первым из шести самых важных ежегодных праздников - хуралов. Празднование Нового Года в Тибете приобрело буддийское содержание только в начале XV века, когда знаменитый тибетский реформатор буддизма и основатель школы Гелугпа Цзонхава разработал правила проведения праздников в буддийских монастырях. К Новому году Цзонхава приурочил проведение праздника Монлам Чхенмо (тиб. - "Великий молебен"). Этот праздник длится в течение 15 дней и посвящается 15 чудесам, которые, по преданию, Будда Шакьямуни совершил в городе Шравасти (Индия).

Предание повествует о том, что когда Будда начал проповедовать свое учение, вокруг него собралось множество последователей. Однако вскоре шесть отшельников оставили Будду: они не только отвергли его наставления, но стали насмехаться над учителем, демонстрируя окружающим различные чудеса в доказательство своей правоты. Сначала Будда не обращал на них внимания, но однажды ученики все же уговорили его посрамить этих лжеучителей и отступников, которые причиняли окружающим только зло и беспокойство.

Будда согласился: в первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, солнце и луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды.

На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с растущими на них фруктовыми деревьями. По правую руку от Будды люди собирали и вкушали эти чудесные плоды, а по левую руку от него паслись стада.

На третий день Будда ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в прекрасное озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу.

На четвертый день из озера раздался громкий голос, который проповедовал учение Будды. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в трех тысячах миров. Все, на кого упал этот свет, стали благословенными. На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении царей и властителей всего мира, которые вместе со своими приближенными воздавали ему хвалу и почести. На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором он сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сиденья лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой - грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.

На девятый день Будда предстал перед окружающими выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день Будда стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое учение. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства трех тысяч миров. Все, кого коснулся этот свет, прониклись учением Будды. На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами, и на них появлялись отражения Будды.

Так продолжалось до тех пор, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество подобных колесниц, и в каждой из них находилось отражение Будды. Сияние, исходившее от этих отражений, наполнило светом все миры. На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды, которые были в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу, и люди с удовольствием вкушали ее. Затем Будда рукой коснулся земли: земля разверзлась, и все увидели ад, в котором страдали души тех, кто стремился получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда вновь продолжил проповедовать собравшимся свое учение.

Во время торжественных молебнов, посвященных этим событиям, совершается обряд ежегодного обновления веры, а после их окончания устраиваются экзамены для монахов, желающих получить более высокий сан. В столице Тибета Лхасе молебны Монлам Чхенмо совершаются в Джокханге - одном из старейших храмов города. По традиции на время проведения Монлам Чхенмо власть в Лхасе символически передается настоятелям трех монастырей школы Гелугпа: Галдан, Сера и Дрепунг. В 15-й день праздника (всегда день полнолуния) принято изготавливать из топленого сливочного масла особые фигурки для скульптурной инсценировки 15 чудес Будды и выставлять их в монастырях. На эти же темы в монастырях устраиваются кукольные представления и проводятся театрализованные мистерии цам.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам - 10 божествам - защитникам учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. - Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма). Все вместе это служит "выкупом", который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами "Прочь отсюда!". После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

Характерным элементом праздника является также обряд дугжууба - символического уничтожения в огне врагов веры, который проводится в монастырях обычно за два дня до празднования Нового года. Для этого обряда изготавливается сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год, и затем торжественно сжигают его на костре. Борьбу с врагами веры символизирует и обряд линга: для него тоже лепится из теста фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва, приносимая владыке смерти Яме.

В дни Нового года совершается обряд "запуска коня ветров": изображение "коня ветров" (тиб. - лунта, монг. - хий-морин), освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

В наши дни во время празднования Нового года повсюду проводятся праздничные ярмарки, фестивали, выставки и другие увеселительные мероприятия. Все навещают друзей и родственников и дарят друг другу подарки.

Владимир Путин поздравил российских буддистов с Новым годом

Президент РФ Владимир Путин поздравил буддистов России с праздником Сагаалган, отметив, что сегодня перед буддийскими организациями страны открыты широкие возможности для развития религиозной жизни, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на сайт Кремля.

В этом году российские буддисты празднуют Новый год 19 февраля. В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы на разные даты между концом января и серединой марта - на первое весеннее новолуние по лунному календарю. Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

Глава российского государства отметил, что традиция празднования Нового года по лунному календарю имеет глубокие исторические корни и на протяжении многих столетий объединяет народы, исповедующие буддизм. Знаменуя обновление природы и человека, Сагаалган символизирует добрые надежды и ожидания, стремление к гармонии и чистоте помыслов.

"Отрадно, что российские буддисты бережно хранят свое богатейшее духовное, культурное наследие. Сегодня перед буддийскими организациями страны открыты широкие возможности для развития религиозной жизни. Продолжается строительство дацанов и образовательных центров", - сообщается в поздравительной телеграмме.

Путин добавил, что представители буддийской общины вносят серьезный вклад в укрепление ценностей семьи, патриотизма, дружбы и взаимопонимания между людьми.

Что говорят астрологи о Козе, которая бывает и Овцой

Как отмечают астрологи, это восьмой знак "животного" зодиака. Цвет, по их мнению, имеет важное значение: он несет с собой противоречивость, динамику, войну между чувством и долгом, несдержанностью и мудростью.

Если верить современным звездочетам, характер Козы сложен: она взбалмошна и миролюбива, агрессивна и сентиментальна, ленива, прагматична и непредсказуема, у нее превосходный вкус и артистизм. Скучать не придется, заявляют астрологи. Произойдет множество любопытных событий, которые так украшают нашу жизнь.

Беспечная Коза располагает к чрезмерной трате денег. Хотя Деревянная Коза и покровительствует охотникам за легкой удачей, излишне рисковать не стоит. Надежнее сохранить средства, вложив их в недвижимость. Чтобы избежать ошибок, серьезные покупки лучше делать в конце года.

Все будет в порядке, если учитывать все особенности Козы(Овцы) и стараться ей угодить.

2015 год позволит людям сменить работу, облегчить труд и увеличить доходы. Наибольшая вероятность успеха и новых идей в год Козы ждет творческих людей в сфере искусства, литературы и изобретательства.

Астрологи рекомендуют принести в дом фигурку овцы или козы. Это будет означать, что вы приглашаете к себе новую хозяйку года. Важный символ наступающего года - колокольчики и бубенцы.