Сестры Вифании покинули монастырь в сопровождении полиции
BBC News/AFP
Тема сектантства продолжает в эти дни оставаться в центре внимания российских СМИ. Газета "НГ-Религии" посвятила этой проблеме два пространных материала, из которых следует, что религиозные группы, ищущие свой путь веры, возникают не только у православных, но и у мусульман, и у католиков, причем, даже в монастырях.

В 2004 году группа монахинь Ордена вифанийских сестер из городка Казимеж Дольный направила письмо в Ватикан. Их беспокоило поведение настоятельницы Ядвиги Лигоцкой. Она пыталась преобразовать Орден, созданный в целях катехизации, благотворительности и помощи духовенству по хозяйству, в некую общину мистиков. Лигоцкая ссылалась на собственные видения и личные беседы с Христом. Она якобы видела демонов, угрожающих миру, и была призвана с ними бороться. Настоятельница пророчила "весну Церкви" и предрекала погрязшему в роскоши духовенству погибель и адские муки. Она устраивала многочасовые молитвы, превращавшиеся в сеансы экстаза.

В мае 2005 года Казимеж Дольный посетил делегат из Ватикана – с инспекцией. Увиденное не понравилось ни ему, ни его боссам в Риме. 6 августа решением Конгрегации по делам монашествующих Лигоцкую сняли с должности генеральной настоятельницы Ордена, назначив на ее место Барбару Робак. Разгорелся скандал. Лигоцкая созвала верных ей монахинь со всей Польши, закрылась вместе с ними в монастыре, напрочь отказываясь вступать в какие-либо переговоры. Барбаре Робак пришлось перенести штаб-квартиру Ордена в Люблин, под крыло к архиепископу Юзефу Жичиньскому, сообщает "НГ-Религии".

1 февраля 2006 года Жичиньский декретом запретил совершать таинства на территории монастыря. В октябре того же года Ватикан исключил бунтарок из Ордена. Они однако не сдались. Свыше 60 монахинь не собирались покидать здание. В Казимеж Дольный потянулись журналисты. От горожан они узнали, что сестры получают финансовую помощь от своих семей и неведомых спонсоров. На их деньги бунтаркам удалось нанять охрану . У сестер было три автомобиля – на них они ездили за покупками. В городе они появлялись редко, даже церковь со временем посещать перестали. Горожане в целом относились к ним с симпатией. Когда сотрудники телеканала TVN пытались пронести на территорию монастыря скрытую камеру, никто из местных жителей не согласился им в этом помочь.

Что происходило в монастыре – доподлинно не известно. Из-за забора доносились лишь пение монахинь и кудахтанье кур. Впрочем, пресса установила, что сестры в монастыре не одни. С ними был францисканский священник Роман Комарычко, который в 2006 году самовольно покинул свой монастырь и перебрался к Лигоцкой. Бывшие прихожане говорят о нем "душа-человек", собратья-францисканцы называют "одержимым безумцем", а Ватикан запретил его в служении и исключил из Ордена за нарушение обета послушания.

Комарычко не просто перебрался в Казимеж Дольный. Он вернулся в монастырь, при котором четыре года назад служил священником. Сделал он это вопреки запрету вступать в контакт с женскими монашескими объединениями, наложенному на него главой Краковской провинции францисканцев в 2002 году. Ходили слухи о том, что монахини подвергались сексуальным домогательствам со стороны Комарычко. Он якобы выдавал домогательства за терапевтические сеансы. Когда выяснилось, что францисканец вернулся в Казимеж Дольный, эта скандальная тема всплыла на страницах респектабельных изданий Gazeta wyborcza и Wprost.

Бунтарки вместе со своими "гуру" Лигоцкой и Комарычко были вынуждены покинуть монастырь лишь в октябре нынешнего года – в сопровождении полиции и психиатров. Суд постановил, что они незаконно занимают здание, принадлежащее Церкви. Сестры, по сообщениям очевидцев, не оказали сопротивления.

Вместе с полицейскими на месте событий побывал и секретарь Люблинской курии священник Мечислав Пузевич. Поведение сестер напомнило ему поведение сектантов. Пузевич утверждает, что монахинь подвергали психологической манипуляции. По словам священника, у них отсутствовало чувство действительности, они находились в состоянии экстаза и постоянно пели.

Среди бунтарок оказались три гражданки Белоруссии и две – России. Исключенные из Ордена, они оставались в Польше на положении нелегалов. Власти позаботились об их выдворении из страны. Остальных сестер (около шестидесяти!) разместили в орденских Домах для духовных размышлений в Люблине и близлежащих городках. Лигоцкая сказалась больной, ее доставили на обследование в госпиталь. Комарычко в наручниках препроводили в полицейский участок.

Еще в октябре газета Dziennik написала, что бывшие вифанийские сестры нашли себе новый дом – где-то в районе города Познань, на другом конце Польши. "Они спокойны, довольны и убеждены в своей правоте", – сообщало издание. Похоже, в Польше родилась новая харизматическая религиозная организация. Впрочем, появилась она задолго до выдворения сестер из монастыря.

Церкви до них, похоже, уже нет дела. Она открестилась от "заблудших овец".

Среди католиков ходит шутка о том, что Господь Бог не знает трех вещей: сколько денег у бедного францисканца, что через минуту подумает иезуит и сколько в Церкви женских монашеских объединений. Таких объединений в Церкви действительно не счесть. Все их сложно, почти невозможно контролировать. Тем не менее уставы новых объединений постоянно получают одобрение Ватикана.

На Лигоцкую и верных ей сестер Церковь наклеила позорный ярлык "сектантов", заявив: "Они не с нами", – и тем самым вроде как решила проблему. В действительности же она даже не приблизилась к ее решению. Церковь отворачивается от того, что атмосфера монастыря порой просто идеальна для зарождения такого "сектантства". Что в монастырь порой попадают люди с нарушенной психикой, подверженные психологической манипуляции. Церковные бюрократы отпустили на все четыре стороны травмированных женщин и не чувствуют никакой ответственности за то, что с ними произошло и что с ними будет. .

Под Казанью действует община "истинных мусульман"

В пригороде Казани с 1998 года обосновалась немногочисленная мусульманская община. "В миру" ее членов называют "файзрахманистами" по имени основателя Файзрахмана Саттарова, объявившего себя "посланником" Аллаха и его "помощником" – Насруллой. Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) общину не признает, пишет в сегодняшней публикации"НГ-Религии".

Тем не менее файзрахманисты называют себя "истинными мусульманами", или "Хизбаллах" (партия Аллаха). Впрочем, отношения к одноименному ливанскому исламистскому движению они не имеют. Некоторое время назад члены общины проповедовали в Башкортостане, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, а теперь окончательно обосновались под Казанью, на улице Торфяной.

Свои семь соток файзрахманисты называют "землей Аллаха". Они не признают российских законов, объясняя это тем, что стараются жить только по Корану и Сунне, а все остальные законы выдуманы людьми. У их самопровозглашенного "государства" есть даже свой флаг и паспорта – небольшие бумажные прямоугольники. В них помимо имени и адреса есть следующие слова: "Прошу похоронить меня в земле Аллаха, а имущество разделить по Корану". Этот паспорт, одновременно и завещание, каждый должен всегда носить при себе.

Последователей Саттарова насчитывается около сорока, из них шестнадцать – дети. Некоторые аспекты жизни в социуме являются для них неприемлемыми. Например, они отказываются от медицинской помощи и светского образования. Файзрахманисты сами учат своих детей арабскому языку, а также изучают с ними Коран и Сунну.

Представителем духовенства из числа файзрахманистов может считаться только сам Файзрахман Саттаров. Он заканчивал Бухарское медресе и еще в советские времена был имамом в Ростове-на-Дону, Октябрьском, Уфе и Ленинграде. Саттаров также занимал пост заместителя главы Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в Уфе. Однако он вот уже несколько лет как болен. В тех случаях, когда Саттаров не может читать пятничную проповедь, это делают другие мужчины – по очереди.

Насрулла, дабы не противоречить одной из основных аксиом ислама о том, что Мухаммед – последний пророк, провел строгое различие между "посланником" и "пророком". Пророк получает свыше слова Аллаха, а посланник должен призывать все больше и больше людей следовать им.

Кроме того, посланнику являются знаки о том или ином новом толковании аятов Корана. Сам Саттаров и его последователи получают знаки и откровения во сне. Вместе с Кораном и Сунной они составляют третий источник их вероучения. Например, председатель общины Умар Ганиев около года назад увидел во сне огромных птиц, перенесших святыню ислама – черный камень Каабу – прямиком в общинный дом на Торфяной улице. По мнению файзрахманистов, Кааба по сей день находится там, а следовательно, все они каждый день совершают хадж. Тем самым каждая их молитва равна тысяче обычных, как будто она прочитана в Мекке.

В своих снах члены общины неоднократно видели доказательство тому, что их лидер действительно посланник Аллаха: он снился им беседующим с Пророком Мухаммедом.

По всей вероятности, взгляды Саттарова со временем эволюционировали в сторону большей радикализации. Подтверждением этому служит его неприятие традиционных форм ислама, а также отрицательное отношение к суфизму (хотя структура общины во многом напоминает суфийский орден). Файзрахманисты обвиняют остальных мусульман в том, что они упростили веру, "подогнали" ее под себя, оставив только пять столпов веры, в то время как в "истинном" исламе их семьдесят девять.

"Истинные мусульмане" обвиняют традиционный ислам в том, что он погряз в роскоши. Сами файзрахманисты стремятся жить и одеваться как можно скромнее. Их обычная верхняя одежда – заплатанные рабочие халаты, старые куртки, телогрейки, калоши. В этом отношении примером для них служит праведный халиф Омар и легенда, согласно которой этот великий завоеватель носил халат, на котором было семьдесят заплат.

Все беды исламского мира файзрахманисты объясняют тем, что мусульмане лицемерят перед Аллахом. Арабы, на их взгляд, "продались Америке" и ныне грешат, "зарабатывая на святынях". Обвиняют они традиционный ислам и в обилии праздников, которые якобы были выдуманы только ради того, чтобы "духовенству собрать побольше денег". Из всех традиционных мусульманских праздников файзрахманисты отмечают лишь Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Файзрахманисты отрекаются от всех, кто идет отличным от них путем. Так, родственники, не вступившие в общину, являются для них врагами. Тем не менее выход из общины свободный – насильно там никого не держат. Например, два года назад из нее ушла семья из трех человек. Было и одно изгнание: русская женщина, принявшая ислам, достаточно долго жила в общине, но не признавала Саттарова посланником, конфликтовала с ним и в результате была изгнана. Вскоре после этого Файзрахману был знак, что пока русских принимать не следует. Большинство членов общины – татары.

С недавнего времени файзрахманисты не работают, а на закономерный вопрос, где же они берут средства к существованию, отвечают: "А Аллах с неба мешками спускает". Местные жители рассказывают, что раньше они пытались собирать по поселку закят (обязательное в исламе денежное отчисление в пользу общины), но получили отказ. По всей видимости, есть сочувствующие им люди, которые присылают продукты. Помогают и родственники.

Питаются файзрахманисты довольно скромно, готовые продукты не покупают, сами пекут хлеб. Условия жизни весьма аскетичные: семья ютится в одной комнате площадью два на два метра. Телевизор они не смотрят, новостями не интересуются. И никаких развлечений! Только старшие члены общины иногда слушают радио. Еще одной особенностью файзрахманистов является соблюдение субботы. Они утверждают, что существует достоверный хадис, в котором говорится, что Пророк Мухаммад по субботам занимался богоугодными делами: читал Коран, молился, раздавал милостыню.

Феномен файзрахманизма в своем роде уникален. Их взгляды во многом схожи с ваххабизмом, однако они не причисляют себя ни к одному из существующих направлений в исламе, претендуя на исключительность и истинность своего учения. На вопрос, существует ли еще где-нибудь в мире община "истинных" мусульман, файзрахманисты ответили, что точно не знают, "но, кажется, есть где-то в Англии".