Как сообщил нашему корреспонденту один из организаторов этой встречи, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Владимирского юридического института Алексей Тимощук, на конференции ставилась цель "актуализировать проблему бытия и становления "Махабхараты" и "Бхагавад-гиты". В этом новом контексте они рассматривались в качестве объекта комплексного анализа методами онтологии, теории познания, феноменологии, эстетики, этики, антропологии, социологии, истории, психологии, культурологии и других форм познания.
Отмечая особенности нынешней встречи, А. Тимощук указал на растущий интерес российских ученых к данной проблеме, представляющей, впрочем, пока еще весьма слабо изученный пласт мировой культуры. В этом году в конференции приняли участие только культурологи, философы и религиоведы.
В пленарном заседании приняли участие: заведующий кафедры философии и религиоведения, доктор философии, проф. Евгений Аринин (доклад "Текст и знаки присутствия" – к постановке проблемы общего понимания), доктор философии, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук (ИФРАН) Татьяна Любимова ("Толерантность культуры и глобализация мира"), канд. философии, доцент кафедры Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), заведующий кафедрой социальных наук Института искусств и информационных технологий (ИИиИТ), председатель культурологического клуба "Восток-Запад" Сергей Дворянов ("Иерархический персонализм "Бхагавад-гиты" в свете религиозного опыта русской философии"), директор культурного фонда Российско-индийской дружбы В. Иванов ("Перспективы сотрудничества России и Индии").
Доклад Дворянова вызвал дискуссию по поводу применимости Бхагавад-гиты к проблемам современности. В прениях участвовал доктор философии Владимир Константинов, который указал на социальные противоречия в самой Индии, так и не решившей их с помощью Бхагавад-гиты. Тем не менее, С. Дворянов развернул перед оппонентом этические доказательства ценности Бхагавад-гиты для решения социокультурных проблем современности.
Доктор философии Р. Куренкова особо выделила доклад члена научного Совета РАН по методологии искусственного интеллекта Максима Лебедева, раскрывшего особенности "феноменологического метода редукции и интроспекции в учении Шри Рамана Махарши". Нелишне заметить, что столь прозрачные параллели в философских учениях были проведены, пожалуй, впервые в истории философской мысли.
Кандидат философии, доцент Тюменского госинститута мировой экономики, управления и права Владимир Сокол предложил вниманию ученых доклад "Бхагавад-гита и русская философия", в котором была сделана оригинальная попытка проследить эволюцию русской философии через призму категорий Бхагавад-гиты.
Важными дидактическими обобщениями в своем анализе "прогрессирующей индивидуации современного мира", "становлении личности через проблемность, свободу и ситуативность" поделилась Надежда Перетягина в докладе на тему "Ценности священного писания: педагогический аспект реализации". Н. Перетягина приехала из Екатеринбурга. Она - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий Уральского государственного педагогического университета.
Более категорично к теме Махабхараты подошел москвич Владимир Критский, представляющий Московский институт Бхактиведанты. Он сообщил о проблемах синтеза науки и религии (в свете учения Бхагавад-гиты).
Самым демонстративным, однако, оказался доклад аспиранта-филолога Владимира Пискарева. Начинающий ученый выступил с сообщением в защиту комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады, авторитетность которых он обосновывал в сравнении с другими вайшнавскими комментариями. Каждый аргумент молодой филолог подтверждал многочисленными комментариями. Кстати, хорошо известно, что Бхактиведанта Свами, как и полагается в традиции бенгальского вайшнавизма, опирался в своих переводах и комментариях Бхагавад-гиты и Бхагавата-пураны (Шримад Бхагаватам) на труды предыдущих комментаторов этих сакральных ведических текстов. Благодаря этому, труды Бхактиведанты Свами Прабхупады обретают особый авторитетный вес.
Свои силы, наряду с маститыми учеными, попытали и начинающие исследователи индуизма. В конференции принимали участие студенты-религиоведы ВлГУ. Анатолий Андрианов заинтересовал ученых своим свежим взглядом на проблему русского перевода и интерпретации Махабхараты, а студентка Наталья Кузнецова представила собравшимся концепцию "религиозного плюрализма в Бхагавад-гите".
Кстати, свой доклад с аналогичным названием на конференцию прислал президент Центра обществ сознания Кришны в России, санньяси Бхакти Вигьяна Госвами. Всего же на конференцию поступило свыше 30 научных статей от ученых, аспирантов различных российских кафедр. Было заявлено три иностранных доклада. В числе трудов, присланных для сборника, встречается немало докладов и с откровенно интригующими названиями. Взять хотя бы "Замыкание коммуникативных уровней в Бхагавад-гите" Галины Гриненко, "Махабхарата как космогоническая борьба Сергея Зубкова, "К вопросу об этике войны Бхагавад-гиты" Александра Калуцкого, "К вопросу об индоевропейской рациональности: отношение к жизни в Мокшадхарме и в мифе об Эвридике" Николая Карпицкого, "Проблема антиценностей в Бхагавад-гите" Владимира Константинова, "Индийский кшатрий как военный профессионал" Александра Попова, "Махабхарата" и "Илиада" Гомера - опыт сравнения" Максима Золотарева и др.
"Символично, что конференция на тему Махабхараты состоялась именно в старинном русском городе Владимире, - объясняет А. Тимощук. – Наш город славится своими традициями российско-индийской дружбы. "Я думаю, что интерес ученых к "белым пятнам" древней индийской философии и культуры отразится и в интересе государственных структур к индийской тематике в целом – хотя бы уже потому, что 2008 г. объявлена президентом Путиным "Годом Индии в России".
Говоря о ближайших перспективах, А. Тимощук рассказал о замысле провести такую же конференцию и в 2007 г., но уже под рабочим названием: "Образ мира и человека в Махабхарате и Бхагавад-гите". "Это будет уже многодневная конференция, с культурной программой, - пообещал индолог. – В следующем году мы планируем провести конференцию более широко, с привлечением индологов. Ученые, участвовавшие в конференции во Владимире, не сговариваясь одобрили предложение провести следующую встречу раз на более высоком уровне. Были сформулированы разные задачи на следующую конференцию, как теоретические, так и практические, например, была одобрена идея смысловой ретрансляции Махабхараты и Гиты, перевода ее на язык западной культуры. Решено было рассмотреть проблему понимания, проблему становления культуры диалога, проблему становления ценностной интеллектуальной элиты в России через призму Махабхараты и Гиты"
"Очевидно, что Россия пока еще не реализовала свой индоевропейский потенциал, - подытожил А. Тимощук. – Ведь индоевропейская традиция дает решение через снятие бинарной парадигмы "друг – враг", "личность – толпа", "добро – зло" и т.д. Она дает концепцию полионтичного, плюрального, политеистического, многомерного бытия. Наше современное неоднородное общество могло бы извлечь для себя из этой парадигмы огромную пользу".