По преданию, в Субботу, когда ученики Иисуса скорбели о постигшем их горе и своей великой утрате, еще не явившийся в земном мире Спаситель сошел в ад, где ожидая Его пришествия, томились души всех умерших, даже ветхозаветных праведников. Христос, прошедший через Крестные страдания, освободил души праведных и в Великую Субботу извел их из ада. Этому событию посвящены сюжеты многих русских икон, именуемых "Воскресение - Сошествие во ад".
Во всех православных храмах в Великую Субботу после утреннего богослужения традиционно начинается освящение куличей, пасхи и крашеных яиц для праздничной трапезы Светлого праздника Воскресения Христова. На улицах, ведущих в православные храмы, сегодня можно будет до самого позднего вечера видеть потоки людей, несущих святить пасхальные яства.
Между тем к Пасхе издавна начинали готовиться заранее, еще на Страстной неделе Великого поста: убирались в доме, чистили всю утварь, готовили дрова для пасхального костра, корм для скотины на всю пасхальную неделю. Разгар всех работ приходился на Чистый Четверг. В этот день православные "очищались" и духовно, и физически: утром принимали причастие, до восхода солнца мылись, убирались, окуривали дом можжевельником. В Чистый Четверг освящали соль и забивали скот для праздничного стола, считая, что это мясо не испортится, отмечается в историческом экскурсе, посвященном последним предпасхальным дням.
Согласно поверью, снесенные в Чистый четверг яйца предохраняют от болезней и напастей. Поэтому крашение яиц к Пасхе происходит именно в четверг. Традиция красить яйца тесно связана и с язычеством, и с христианством. Во время весенних языческих праздников яйца символизировали начало новой жизни и Солнце, и их окрашивали в красный цвет. В христианстве культ крашеных яиц связывают с притчей о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо, воскликнув: "Христос воскрес!". Император ответил, что в этот трудно поверить, и скорее белое яйцо станет красным. И яйцо тут же стало алым.
Красное яйцо стало символом воскресения, Пасхи, поэтому первоначально яйца красили только в красный цвет. Позднее стали применять краску различных цветов, луковую шелуху, яркие обрезки шелка. Окрашенные яйца называли "крашенки", а расписанные узорами - "писанки".
В Чистый четверг готовили творожные пасхи, пекли куличи, выпекали фигурки жаворонков, голубков, барашков, курочек и пр. Пасха и кулич, которые предназначались для освящения в храмы, готовились таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку в течение всей пасхальной недели. Вместе со "священными" куличами и пасхой готовились и другие: для гостей, для слуг, для бедных родственников - творожные, сметанные, шоколадные, фисташковые и др.
В Страстную или Великую пятницу, самый скорбный день в церковном календаре, верующие вспоминают о Распятии и Смерти Христа во искупление людских грехов. В этот день соблюдается самый строгий пост, верующие молятся, вокруг храмов проходят траурные процессии с плащаницей. Богослужения, хоть и проникнуты скорбью, но уже готовят верующих к предстоящей Пасхе.
А в Великую Субботу уже в самих храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущей радости от светлой вести, которую предстоит услышать верующим сегодня в полночь. В храмах наводится чистота, скорбные черные покровы, обрамляющие иконы, постепенно заменяются на праздничные, готовятся красные пасхальные свечи, с которыми прихожане пойдут на крестный ход. Над Царскими вратами появляется надпись "Христос воскресе!"
Собственно пасхальные торжества начинаются в полночь между Великой субботой и Светлым воскресеньем. Проходит особенная торжественная служба, затем начинается крестный ход вокруг храма, со свечами, под торжественный звон колокола.
Настроение последних дней, предшествующих Светлому празднику, прекрасно передал в своем стихотворении Борис Пастернак:
На Страстной"
Еще кругом ночная мгла,
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица -
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья
(1946)