Идею изображения подал ему случай, а также собственный жизненный опыт.
Однажды на Рождество он увидел человека, спящего на углу одной из самых оживленных улиц Торонто. Трудно было понять, мужчина или женщина скрыта под складками старого одеяла на тротуаре, рассказывает скульптор, но первая мысль, которая мелькнула у него в голове после увиденного, выразилась словами: "Это же Иисус!"
Тимоти Шмальц - набожный католик. Религиозные образы интересуют его на протяжении последних 25 лет. Он много размышлял над тем, какое воплощение находил основатель христианства в церковном искусстве. Иисус, по его словам, как правило, изображался в виде европейца с волосами, "отлично высушенными феном". И хотя на руках и ногах у него художники показывали раны от гвоздей, которыми он был прибит к кресту, но тем не менее его тело, как правило, отмечено печатью красоты, отражающей античные представления о ней. Внутренняя святость в таких образах принимается как совершенная форма.
Сам Шмальц, будучи молодым художником, пережил нелегкие времена. Несколько лет, рассказал он, ему пришлось спать на деревянной скамейке в помещении старого склада, без отопления и водопровода. Поэтому он знает, как ощущает себя человек, оказавшийся "на дне". Поэтому своего Иисуса она замыслил так, чтобы этот образ был понятен бедным и отверженным членам общества. Ведь Христу приходилось общаться с представителями социальных "низов" - с нищими и блудницами, поясняет скульптор свою мысль.
Иисус Шмальца, как типичный бездомный, лежит на скамейке в парке. Его лицо и руки скрыты под тяжелым покрывалом. А единственным доказательством связи с евангельской историей являются язвы на ступнях.
"Если бы Иисус был художественным критиком, он, вероятно, предпочел бы мое видение", - сказал Шмальц, подчеркнувший, что Христос на троне - это не образ совершенства.
Сегодня Шмальц видит свою задачу в том, чтобы такие изображения "бездомного Иисуса" появились на улицах крупнейших городов мира. Он считает, что его Иисус может пошатнуть прижившиеся стереотипы образных представлений о Христе.
Между тем у Шмальца возникли проблемы, когда он стал искать место, где можно было бы разместить статую. На поиски ушел целый год. Приходы собора Святого Михаила в Торонто и собора Святого Патрика в Нью-Йорке скульптору отказали, хотя представитель нью-йоркского храма Кейт Монаган рассказал газете New York Daily News, что скульптура там произвела очень хорошее впечатление, но в соборе проводятся реставрационные работы, поэтому и последовал отказ. "Когда придет время, мы, конечно, еще раз взглянем на статую", - сказал Монаган.
Тем не менее бронзовый Иисус Шмальца нашел пристанище. Его согласились "принять" в иезуитском богословском колледже в Торонто.
"Некоторые люди могут подумать, что не столь красивое изображение Иисуса оскорбительно для него", - рассказывает Шмальц. - Но это ведь не так".
Более того, скульптор уверен, что новый Папа Римский согласился бы с его трактовкой образа. "Он же взял имя Франциск, а святой Франциск был нищим", - заключил Тимоти Шмальц.