Федерико Ломбарди обвинял президента комиссии "Ecclesia Dei" в том, что он вел переговоры только с главой лефевристского братства епископом Бернаром Фелле, не уделяя должного внимания взглядам остальных епископов. В результате Ватикан и лично Бенедикт XVI оказались не в курсе высказываний епископа Ричарда Уильямсона, в которых тот отрицал Холокост. "Если кто-то должен был знать об этих высказываниях, то это кардинал Кастрильон Ойос", - заявил тогда Ломбарди.
В своем интервью колумбийский кардинал заявляет, что если Ф. Ломбарди действительно выдвинул такие обвинения, "то они нелепы и абсурдны, ведь речь шла не о том, чтобы изучать жизнь этих епископов. Единственное, что требовалось знать, – это что они были рукоположены Марселем Лефевром без разрешения Папы. Лефевристы были отлучены от Церкви не из догматических соображений, но потому, что были незаконно рукоположены", - утверждает Ойос.
Кардинал Ойос также заявил, что узнал о скандальных высказываниях Уильямсона только после того, как они вызвали возмущение в еврейском мире, а также у епископов Германии, Швейцарии и Австрии.
Поводом для интервью кардинала Ойоса стал выход сборника его бесед с журналистом Сесаром Маурисио Веласкесом "Вперед без страха". Презентация книги состоялась в тот же день в Боготе. В этой книге Кастрильон Ойос в свете католической веры рассматривает различные политические вопросы, проблемы бедности и терроризма.
Как становится известно из этой книги, в свое время король Таиланда был готов принять у себя в стране Саддама Хусейна и с ним еще около 500 человек и просил Ойоса оказать посредничество в этом деле. "Я сообщил об этой просьбе Святому Отцу, - рассказывает иерарх, - и он ответил мне, что это сделает нунциатура… Цель заключалась в том, чтобы избежать войны, но я не знаю, в какой мере Церковь выступила посредником в этих переговорах".
Что касается диалога с лефевристами, кардинал подчеркнул, что никогда не вел переговоров в одиночку. "Рядом со мной всегда находилась группа представителей Святого Престола, любой шаг предпринимался вместе с ними. Когда мы говорили о снятии отлучения, это не был диалог Кастрильона с Фелле… Нет, нет, нет. Я ни с кем не вел переговоров. Это делала комиссия кардиналов, в числе которых был и Ратцингер, переговоры начались, когда он еще не был Папой. Все решения принимались коллегиально".
В заключение собеседник Кастрильона предложил ему представить следующую ситуацию: Ватикан узнал бы о высказываниях Уильямсона до примирения последнего с Католической церковью; стал бы в таком случае публичный отказ от этих взглядов предварительным условием снятия экскоммуникации? Колумбийский кардинал выразил сомнение в подобном развитии ситуации: "Это историческая, а не моральная проблема", - отметил он.
Между тем ситуация с возвращением в лоно Католической церкви членов Братства св. Пия X привела к редкому в католическом мире событию, отмечает сегодня "НГ-Религии"Бенедикта XVI к католическому епископату. В нем понтифик делает попытку объяснить, почему он решил снять отлучение с четверых епископов-традиционалистов и какие промахи при этом допустил Святой Престол. "Это решение, – пишет Папа, – вызвало внутри и за пределами Католической церкви самую жаркую дискуссию за долгое время".
В своем письме Папа признает, что скандал можно было предотвратить, но в Ватикане не уделили должного внимания открытой информации, доступной даже в Интернете. То есть понтифик оказался не в курсе радикальных воззрений Уильямсона, хорошо известных сетевому сообществу. Это откровение серьезно дискредитирует сегодняшнюю "ватиканскую машину", отмечает автор публикации в "НГ-Религии". Понятно, что сам Папа едва ли станет следить за дискуссиями в блогах, читать "Википедию" или набивать фамилию "Уильямсон" в поисковике Google. Но в его распоряжении – Отдел общих дел Госсекретариата Ватикана, одной из задач которого является мониторинг СМИ. Об этом учреждении даже говорят как о "разведке Святого Престола". Наконец, в распоряжении понтифика – пресс-служба. Это десятки людей. Никто из них не озаботился тем, чтобы просмотреть два-три интернет-сайта, вставить в принтер несколько листов бумаги формата А4, распечатать информацию, скрепить и положить на стол ответственному лицу. Полчаса добросовестной работы могли бы спасти репутацию Ватикана от очередного фиаско.
Бенедикт XVI также сожалеет о том, что решение о снятии отлучения с епископов-традиционалистов не было своевременно и адекватно разъяснено общественности (прежде всего католической). Что это, если не очередной просчет ватиканской дипломатии и пресс-службы, ответственных за внешние связи Святого Престола?
Недавним решением Папы комиссия "Ecclesia Dei", одной из задач которой является диалог с лефевристами, войдет в состав Конгрегации вероучения. Тем самым Бенедикт XVI якобы хочет подчеркнуть, что вопрос о восстановлении отношений с Обществом святого Пия X имеет сугубо вероучительный характер. Лефевристы должны признать решения II Ватиканского Собора или остаться маргиналами.
Впрочем, как отмечает "НГ-Религии", ватиканисты считают, что комиссию "Ecclesia Dei" и ее главу, 79-летнего кардинала Дарио Кастрильона Ойоса, назначили крайними, ответственными за скандал. Самому Ойосу прочат отставку. Это явная ошибка. Кардинал Ойос может лоббировать воссоединение с лефевристами, так как в конечном счете достижение единства является целью его ведомства. Но в Ватикане должен быть фильтр, отсеивающий лоббизм, чреватый негативной реакцией внутри Церкви и за ее пределами.
Этим фильтром является Государственный секретариат. Совершенно очевидно, что он не функционирует должным образом. Кадровая реформа Бенедикта XVI завершилась, по сути дела, провалом ватиканской дипломатии. Госсекретариат и сейчас продолжает принимать довольно поспешные решения. На первую половину мая назначен визит Бенедикта XVI в Израиль. При этом Ватикан и Израиль так и не пришли к консенсусу по поводу Пия XII и его отношения к Холокосту. Ожидается, что Папа во время визита на Святую землю не станет посещать музей Яд-Вашем (во всяком случае, об этом сообщил папский нунций в Израиле архиепископ Антонио Франко). Ясно, что скандал вокруг епископа Уильямсона так скоро не выветрится из памяти. Причин торопиться с визитом нет, и тем не менее ватиканские дипломаты его явно форсируют на фоне весьма нестабильной ситуации на Ближнем Востоке.
При этом позиции госсекретаря Ватикана и соратника Папы кардинала Тарчизио Бертоне остаются непоколебимыми. Сам же понтифик, отмечают западные аналитики, действует так, как будто мировые события разворачиваются у него в кабинете.
"Ватикан переживает кризис власти", – пишет колумнист итальянской Corriere della Sera историк и политолог Эрнесто Галли делла Лоджиа. По его мнению, сама папская власть в XX веке претерпела глубокую трансформацию. Развитие телевидения превратило Папу в заложника общественного мнения, преимущественно некатолического. Понтифик живет в плену требований политкорректности и "харизматических обязательств". В свое время Второй Ватиканский Собор породил политические партии внутри Католической wеркви. Теперь Папа Римский вынужден либо балансировать между ними, либо противостоять одной из них, используя медиа. Бенедикт XVI пытается доказать свою независимость от общественного мнения и межпартийной борьбы. И вот уже в который раз проигрывает, заключает "НГ-Религии".