Напомним, что глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев выразил недовольство тем, что визит Далай-ламы вновь, как и в 2004 году, может пройти по "калмыцкому варианту". Агентство "Новый регион" распространило 11 марта следующее заявление Аюшеева: "Мы, буддисты, к заявлению Сергея Лаврова относимся очень хорошо. Возможно, Далай-ламу пустят в Россию. Но кто его будет приглашать?" По словам Хамбо-ламы, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, добиваясь приглашения Далай-ламы именно в Элисту, "делает свою политику". "Мы этот вариант должны пропустить мимо ушей", – заявил Аюшеев от лица бурятских буддистов.
Когда в прошлый раз Далай-лама посетил Россию с коротким визитом, он ограничился только Калмыкией. Приедет ли он на этот раз в Бурятию и Туву? Если нет, то местные буддисты вполне могут счесть себя обделенными его вниманием.
Как выяснилось из беседы корреспондента "НГ-Религии" с помощником Верховного ламы Калмыкии Хонгром Эльбиковым, централизованная религиозная организация Объединение буддистов Калмыкии после январского заявления Сергея Лаврова уже направила в МИД соответствующее письмо с просьбой предоставить российскую визу Далай-ламе. "Мы никогда не теряем надежды на то, что пастырский визит Его Святейшества состоится, – заявил Эльбиков. – У нас в Элисте построен самый большой буддийский храм в Европе. Согласно буддийским канонам, только высший иерарх, такой как Далай-лама, может его освятить. Кроме того, этот год для нас юбилейный – будет отмечаться 400-летие вхождения калмыцкого народа в состав России. Народ искренне ждет, что визит Далай-ламы состоится именно в этот праздничный год. Информация о заявлении министра иностранных дел Сергея Лаврова вселила в нас большую надежду. Сейчас мы ждем ответа на наше письмо с просьбой о предоставлении визы Его Святейшеству".
Однако возникает вопрос, которому из буддийских регионов России отдать пальму первенства, кто из них будет встречать Далай-ламу? "Если говорить о других буддийских регионах, Бурятии и Туве, то, насколько я знаю, они тоже ждут визита Далай-ламы, – заявляет Эльбиков. – Но Объединение буддистов Калмыкии не входит в состав Традиционной сангхи России, которую возглавляет Аюшеев. У нас есть свой духовный лидер, Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, который пользуется большим уважением не только в Калмыкии, но и в других буддийских регионах России. Когда мы обращались в МИД, мы всегда просили о том, чтобы визит Далай-ламы состоялся также и в Бурятию, и в Туву. Буддийских регионов в России только три. Мы братья по своей религии. Для нас важно, чтобы Далай-лама совершил пастырский визит в эти три региона, и мы искренне за это молимся. В нашей религиозной традиции, особенно среди пожилых людей, считается очень важным моментом увидеть Далай-ламу вживую и получить его благословение. Текущий год очень сложный из-за экономического кризиса, у людей много проблем на эмоциональном уровне. Поэтому значимость визита Его Святейшества в тяжелых условиях этого года для нас сильно возрастает".
Главным условием возможной поездки Далай-ламы со стороны российского МИДа является ее пастырский характер, то есть – никакой политики, никаких встреч с официальными лицами. Однако нынешний год отмечен еще одним юбилеем, причем трагичным – прошло ровно полвека после подавления китайскими властями восстания тибетцев в 1959 году. Полвека Далай-лама находится в изгнании. И сегодня, особенно после прошлогодних волнений в Тибетском автономном районе, Пекин внимательно следит за его международными поездками. Любая из них чревата напряженностью во взаимоотношениях с Китаем. Нужно ли это России? Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что визит Далай-ламы в Элисту в 2004 году никаких серьезных политических последствий для российско-китайских отношений не имел, отмечает "НГ-Религии".