Причины его отсутствия, по мнению Латавры Дуларидзе, состоят, прежде всего, в нежелании руководства фестиваля √ президента Никиты Михалкова и директора Рената Давлетьярова √ его сформировать. В нынешнем году, по словам Латавры Дуларидзе, к этому фактору прибавилось еще одно обстоятельство: конфликт вокруг Католической Церкви в России явно не способствует формированию жюри, в состав которого традиционно входили католики.
Христианское жюри работало на первых четырех Московских кинофестивалях в постсоветское время √ в 1989-м, 1991-м, 1993-м и 1995 годах. А в 1997-м, когда генеральным директором фестиваля стал Ренат Давлетьяров, было отменено. В состав экуменического жюри на ММКФ входили представители международных организаций: "Католического Киноцентра" (International Catholic Organization for Cinema and audiovisual), протестантской организации "Интерфильм" (International Interchurch Film Organisation on the basis of the World Council of Churches) и Христианской киноассоциации при Конфедерации Союзов кинематографистов (Christian Film Association - Confederation of Unions of filmmakers) √ организации, представляющей православие.
На XXII ММКФ, состоявшемся летом 2000 года, Христианская киноассоциация, несмотря на отказ руководства фестиваля включить в работу смотра экуменическое жюри, учредила свой приз. Его - "за силу кинематографического впечатления, оригинальность и актуальность решения темы смертной казни, тонкость и смелость в показе проявлений любви и долга, мастерство в привлечении зрительского внимания к христианским проблемам" - удостоился фильм французского режиссера Патриса Леконта "Вдова с острова Сен-Пьер". Однако вокруг вручения премии возникла скандальная ситуация: Ренат Давлетьяров запретил упоминать об этом призе на заключительной пресс-конференции.
Перед открытием XXIII ММКФ летом 2001 года Ренат Давлетьяров на пресс-конференции причину отсутствия христианского жюри объяснил тем, что "конфессии не выразили желания его создать". По мнению Латавры Дуларидзе, в этом заявлении содержалась "неправда", так как заявка была подана в дирекцию фестиваля, и, кроме того, на всех международных фестивалях (в Каннах, Локарно, Берлине, Монреале и других) экуменическое жюри формируется "не Церковью, а кинематографическими организациями".
В нынешнем году у некоторых представителей Христианской киноассоциации возникли трудности даже с получением аккредитации на фестиваль, так что говорить о попытках формирования экуменического жюри уже не приходится, сообщила Латавра Дуларидзе. Христианская киноассоциация будет занимать "наблюдательную позицию", не учреждая своего приза. Однако достойные фильмы, если, по словам Дуларидзе, таковые будут, представители ассоциации отметят в рецензиях. На XXIII ММКФ таких фильмов было немного.
В интервью "Благовест-инфо" Латавра Дуларидзе выразила сожаление, что представители других христианских кинематографических организаций √ католической и протестантской, - которые "на международном уровне поддерживали наш кинематограф в тяжелые для него годы, награждая фильмы и знакомя читателей в своих странах с творчеством Тарковского, Шепитько, Абуладзе и многих других", сегодня вместе с православными кинематографистами лишились своего жюри на Московском кинофестивале и постепенно утрачивают к нему интерес.