Основанный в XIV веке Валаамский монастырь в столетии ХХ на 50 лет прекратил существование. Вместо иноков на острове стали жить переселенцы – большей частью инвалиды войны. Несмотря на суровый климат, условиями жизни они были довольны: строилось на славу. В начале 90-х Верховный совет Карелии принял постановление о возвращении РПЦ комплекса культовых и административно-хозяйственных сооружений монастыря. На Валааме тогда проживало более 500 человек. Им преложили переехать на материк – в райцентр Сортавала, однако согласились обосноваться там лишь около 100 валаамцев. Половина оставшихся обитает в так называемой "Зимней гостинице", где также размещаются школа и магазин. В прошлом году решением карельских властей это здание было передано РПЦ. Вспыхнул конфликт. Его острота обусловлена тем, что, когда по настоянию Московской Патриархии власти лишили Валаам статуса поселка, жителей приписали к городу Сортавала, а затем намекнули на то, что могут выселить и куда подальше. Игумен монастыря епископ Панкратий (Жердев) заявил, что "поселок на Валааме не имеет практического смысла и исторической перспективы". Глава Карелии Сергей Катанандов уточнил, что "людей нужно переселять в Сортавалу, а если там не нравится – не живите!". Власти республики обнародовали "концепцию избыточного населения острова".
В истории, как известно, любая драма повторяется в виде фарса. Четыре с половиной столетия назад священноначалие решило, "чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны". Изгнание сопровождалось массовыми убийствами. Сегодня до насилия дело вряд ли дойдет. Однако противостояние сторон принимает все более угрожающие формы.
На прошедшем недавно "круглом столе" в Московском Независимом пресс-центре представитель жителей Валаама Александр Щербаков рассказал о решении Верховного суда РФ, который 13 декабря отклонил жалобу светского населения острова Валаам, оспаривающего безвозмездную передачу в собственность монастырю здания, известного как "Зимняя гостиница", под видом "недвижимого имущества, которое имеет религиозное назначение". По словам А. Щербакова, "детективная история произошла с техническим паспортом на "Зимнюю гостиницу". Наряду с подлинным паспортом на жилой дом в Верховном суде всплыл другой "оригинал", представленный чиновниками! Паспорт на нежилое здание!". Такая уловка устраняла препятствия на пути к захвату РПЦ "Зимней гостиницы", поскольку проживающие в ней полтораста островитян – "мертвые души". Как только чиновники определили принадлежность "Зимней гостиницы" к нежилому фонду, министерство культуры Карелии признало его "строением религиозного назначения". Александр Щербаков сообщил о намерении валаамцев отстаивать свои интересы в Европейском суде по правам человека. Хотя бы на том основании, что теперь за каждой справкой им приходится обращаться в монастырь.
Справедливости ради скажем: жители острова ведут борьбу не с монахами, а с их высшим руководством. Ведь игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердев) – по совместительству викарий, то есть один из исполняющих на местах обязанности самого Патриарха. Между прочим, один из журналистов, присутствовавших на встрече в Московском Независимом пресс-центре, поинтересовался у руководителя юридической службы монастыря Виктора Медведева, на каком основании в заповедной зоне острова выстроена резиденция для Алексия II, куда предстоятель РПЦ заедет в лучшем случае раз в год. Юрист сослался на прецедент с аттестацией "Зимней гостиницы" как "объекта религиозного назначения", объявив, что вилла, предназначенная для проживания главы Русской церкви, – тоже объект религиозного назначения.
Несмотря на то что де-юре вопрос остается открытым, де-факто Валаам – небольшая, но неотъемлемая, пусть и омываемая со всех сторон океаном, часть нашей общей земли, где не работают государственный и общественный факторы, не применяется действующее в России законодательство. После передачи "Зимней гостиницы" монастырю в коридорах и санузлах стали отключать электричество. Директор магазина получил от епископа Панкратия уведомление о прекращении аренды помещения, а квартиранты извещены о повышении платы за жилье и коммунальные услуги. В ответ на жалобы граждан вице-премьер Карелии Валерий Бойнич разъяснил: отныне закрывать или открывать магазин, как и повышать плату за тепло, газ и свет, вправе монастырь.
В России немало мест, где монахи мирно соседствуют с коренными жителями. Логичнее всего было бы построить не на материке, а на Валааме жилье для аборигенов. Такое решение могли бы принять органы самоуправления, которых как не было, так и нет. И все клонится к захвату заповедника Московской Патриархией. Тогда с острова изгнаны будут не только его жители, но и историки, археологи, "дикие" паломники. На их место придет кто-то другой, и не обязательно лучший. И уже не плод больного воображения, а факт: по острову раскатывают экскурсионные маршрутные такси с надписью: "Охраняется братвой!" Не "братией" – а именно "братвой!", отмечает газета.