Организаторы форума поставили перед его участниками задачу в открытой дискуссии обсудить следующий круг вопросов:
- Актуальные и потенциальные последствия превращения Русской православной церкви (РПЦ) в административный, идеологический, дипломатический придаток государства
- Первичные и вторичные результаты деятельности патриарха Кирилла в качестве предстоятеля РПЦ. Основные направления и предварительные итоги "кириллической" трансформации Церкви в 2009 - 2012 годах
- Ключевые направления реальной реформы Русской церкви в обозримой исторической перспективе
- Кто и как способен осуществить реформацию в РПЦ?
- Формальные и фактические аспекты взаимоотношений Московского патриархата с Украинской церковью
- Москва-Ватикан: что есть, что будет, чего можно ожидать
- Уроки дела Pussy Riot
Внимание участников привлекли также некоторые другие вопросы, касающиеся нынешнего и будущего положения РПЦ, ее взаимоотношений с паствой, российской властью, другими христианскими конфессиями.
В пресс-релизе, распространенном Организационным комитетом конференции от имени Виктора Бондаренко, Станислава Белковского, Екатерины Пономаревой и Романа Багдасарова, было заявлено:
"2012 год, скорее всего, войдет в историю Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) как особый и переломный.
С одной стороны, РПЦ МП в лице своего священноначалия и, прежде всего, предстоятеля Церкви, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) окончательно дала понять российскому обществу, что рассматривает себя как квазигосударственную структуру, придаток и агента государства в самых разных сферах - в частности, пропагандистской, дипломатической и даже полицейской. Так называемая "православная миссия", о которой ведущие церковники особо активно рассуждают в последние годы, фактически свелась к систематической кампании по выбиванию из государства (власти) различных материальных ресурсов для реализации программ, не имеющих к интересам православных верующих реального отношения.
Достаточно вспомнить программу строительства в крупных городах России так называемых "быстровозводимых храмов шаговой доступности". Причем от лица Церкви по "миссионерской" теме выступают чаще всего сомнительные светские организации типа так называемой "Ассоциации православных экспертов", которые своим ярко выраженным обскурантизмом и немотивированной агрессией по отношению ко всему живому способны лишь отпугнуть от РПЦ МП наиболее деятельную и интеллектуальную часть прихожан.
РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритеты - не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима. Один из ближайших соратников патриарха Кирилла - митрополит Илларион (Алфеев) - прямо заявил, что Церковь должна перейти на государственное (бюджетное) финансирование.
Московский патриархат отчетливо выступает против российского гражданского общества в его борьбе за политические свободы и права человека. Наставник патриарха схиархимандрит Илий (Ноздрин) озвучил позицию священноначалия, категорически призвав россиян не участвовать в мирных уличных протестах.
Разумеется, то, что ныне происходит с РПЦ МП, - концентрированный результат процессов, которые шли десятилетиями. Но именно 2012 год ясно обозначил линию размежевания между Церковью и гражданским обществом, показал роль Московского патриархата как института, способствующего не сплочению, но расколу и разобщению нации. Детонатором "взрыва" стало дело Pussy Riot, негативные последствия которого для репутации РПЦ МП труднопоправимы.
С другой стороны, в нашем обществе нарастает запрос на духовные авторитеты, духовное лидерство и водительство. Но, к сожалению, РПЦ МП в силу вышеперечисленных причин уже не в состоянии ответить на этот запрос.
Однако же мы исходим из того, что Русская православная церковь должна не погибнуть, но возродиться. В новых формах, с новыми идеями и целями. С настоящей, а не коммерчески-бутафорской христианской миссией.
Поэтому мы и предлагаем начать процесс обсуждения церковной реформации в России. Мы полагаем, что в обозримом будущем должен пройти Поместный собор, который не только одобрит добровольный уход на покой патриарха Кирилла (Гундяева), превратившегося в символ дискредитации РПЦ, но в первую очередь примет основные положения церковной реформы, утвердит новый Устав и социальную концепцию Церкви.
Важнейшей составной частью реформации должна стать приходская реформа, подразумевающая, в частности, следующее:
- Приход - это основная единица, из которой слагается Поместная церковь. Он должен быть, прежде всего, евхаристической общиной, самоуправляющейся внутри себя малой церковью, куда на равных правах включены все прихожане, а не административным элементом церковно-бюрократической машины
- Новый, будущий Устав РПЦ должен четко определить, кто является реальным, наделенным правами и обязанностями, членом Церкви
- Необходимо в полной мере восстановить институт оглашения (то есть катехизации). Не прошедший оглашения не может быть крещен. Креститься человек может лишь как член конкретного прихода, конкретной христианской общины. Становясь членом Церкви, христианин должен выполнять ее устав, без этого выполнения он не может считаться православным христианином в глазах Церкви
- Члены приходского собрания должны быть избираемы открытым голосованием, не иметь никаких привилегий по сравнению с рядовыми членами общин
- Священники не должны быть "подчиненными" епископата. Они - органичная часть конкретных приходов. Переход священника из одного прихода в другой должен, прежде всего, быть согласован между общинами. Епископ лишь уведомляется об этом
Наряду с приходской реформой Поместный собор может/должен поставить следующие вопросы:
- Возвращение к досталинскому названию нашей Поместной церкви: Российская православная церковь
- Предоставление автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата
- Отказ от политики ползучей реституции
- Отказ от идеологической диверсии, направленной против прав и свобод человека, подмены их "религиозными ценностями". Религиозные ценности - это внутреннее дело Церкви, к ним не члены Церкви отношения не имеют
- Отказ от этатизма. Прекращение публичного участия духовенства в государственных мероприятиях, политической пропаганде и агитации. Запрет на участие клириков в политических организациях
- Запрет на освящение правительственных зданий, государственных учебных заведений, армейских помещений
- Вынос за пределы государственных, военных учреждений храмов и часовен
- В Церкви должно быть четкое разделение на действительных членов Церкви, участвующих в таинствах и принадлежащих к определенному приходу, оглашенных и кающихся (верующие, на которых наложена епитимья)
Возврат к практике святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при наречении имен крещающихся. Каждый принимается в Церковь с тем именем, которое носит
- Каждый приход должен иметь возможность совершать богослужение по любому чину, принятому в любой из Поместных церквей, строить храм в любой архитектурной стилистике, приглашать для его оформления любых художников
- Принесение руководством РПЦ публичного покаяния в исторических промахах и ложных постулатах, приведших к человеческим жертвам, расколу, преследованиям инакомыслящих, инаковерующих. Деканонизация ряда святых (святителей Филарета Московского, Андрея Мацеевича и других)
- Новый перевод Ветхого и Нового Завета с учетом последних достижений библеистики
- Снятие ограничений на создание братств и сестринств как разновидностей приходской общины
- Введение конфирмации, когда крещеный в детстве молодой человек определяет, будет ли он действительным членом Церкви, к какому приходу будет принадлежать
Конечная цель Реформации - возврат в Церковь евангельского духа любви и мира, когда власть в Церкви принадлежит народу Божию в лице демократически организованных приходов. Десятилетие реформ должно привести церковную жизнь в соответствие с потребностями современной эпохи.
Будущее Российской церкви начинается сегодня".
С приветственным словом к участникам конференции обратились основатель общественного движения РДВ, коллекционер, меценат Виктор Бондаренко, а также политолог, учредитель и директор Института национальной стратегии Станислав Белковский.
С докладами на форуме выступили: священник Павел Адельгейм ("Права клириков и мирян в РПЦ МП"), ведущий научный сотрудник Института свободы совести Сергей Бурьянов ("Светскость государства как необходимое условие церковных реформ в России"), главный редактор "Портала-Credo.ru" Александр Солдатов ("Об автокефалистском движении внутри РПЦ МП"), епископ Русской православной автономной церкви (РПАЦ) Григорий (Лурье) ("Проблематичность реформы: между социологией и догматикой"), доцент НИУ "Высшая школа экономики" Борис Кнорре, сотрудник издания "The New Times" Зоя Светова, публицист, драматург Владимир Голышев, старший научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Филатов ("Политическое православие патриарха Кирилла"), экономист Иван Стариков, главный редактор интернет-журнала "Русский яппи" Илья Хаськович ("Организационная реформа корпорации РПЦ МП"), филолог Илья Бражников ("Православная анархия"), главный редактор портала "Правая.Ру" Яна Бражникова ("Патриарх Кирилл и "постмодернизм". Эмоциональный капитализм в Церкви"), главный редактор портала "Россия для всех" Роман Багдасаров ("Проблема иконичности в структуре Церкви"), писатель, историк философии Василина Орлова ("О необходимости утверждения атеистического дискурса для правильного позиционирования Церкви в обществе"), сотрудник "Ежедневного Журнала" Светлана Солодовник (полемическая реплика).
В рамках конференции был также проведен круглый стол. Участники форума заявили о необходимости продолжить начатое обсуждение. Материалы конференции будут изданы. Интернет-версии докладов будут публиковаться на сайте "Россия для всех.рф".