По его словам, в дни Великого поста важно помнить о том, что религия не является "суммой предписаний" о том, чем должен питаться верующий человек и какие ритуалы обязан соблюдать.
Именно так и сейчас люди нередко понимают религиозность. "К батюшке обращаются прежде всего с вопросом, что можно и чего нельзя (…) есть в пост, как нужно правильно ставить свечку, обручальные кольца должны быть из белого или из желтого золота. И многие люди уверены, что Церковь для того и существует, чтобы создать для людей правила, а батюшка - для того, чтобы быть справочным пособием по этим правилам", - цитирует РИА "Новости" митрополита.
Между тем он напомнил присутствующим в храме о фарисеях и книжниках из Евангелия, которые, по его мнению, и олицетворяли собой такие "справочные пособия". Они наизусть знали правила и умело толковали их.
"Но Господь открывал совсем другой путь к Себе", - отметил митрополит Иларион. "Поклонение Ему заключается не в исполнении суммы внешних предписаний, а в том, чтобы сердце… было открыто Ему и горело любовью к Богу", - подчеркнул он.
В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, который читается во всех православных храмах в первые четыре дня Великого поста, говорится именно об этом, а не о том, чем следует питаться, сказал архиерей.
Бог смотрит не на внешние дела человека, а на его сердце, а сердечное расположение и вера не могут не выражаться в конкретных добрых делах, сказал глава ОВЦС МП, добавив, что судим человек будет по тому, "накормил ли он голодного, вышел ли навстречу страннику, посетил ли больного или находящегося в темнице".
"Вот конкретные дела, за которые нас Господь будет судить, а не за то, из какого золота были обручальные кольца, какой формы крестик носил человек и не за многое другое, чем сегодня, к сожалению, больше всего интересуются люди, когда соприкасаются с Церковью", - завершил проповедь митрополит Иларион.
Великий, или Покаянный, канон святителя Андрея Критского (660-740) читается в Великий пост с понедельника по четверг первой седмицы (недели) на великих повечернях. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250 (в обычных канонах их около 30). Он представляет собой "пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах". "Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения - от Адама до Нового Завета... Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные, говорит об этом сочинении его современный исследователь.