Врачи оказались перед выбором: с одной стороны клятва Гиппократа, с другой - требования самой больной. И в любом случае отвечать пришлось бы людям в белых халатах. Медико-религиозные разногласия закончились тем, что врачи не могут теперь дать стопроцентную гарантию успеха операции.
За этой - не самой сложной - операцией по удалению мозговой опухоли в Институте нейрохирургии имени Поленова следил практически весь персонал клиники. Перед её началом директор института лично пришел в операционную, чтоб осведомиться о состоянии пациентки и в последний раз попробовать ее переубедить.
Достаточно жестко и четко он пробовал объяснить, что из-за неперелитой крови может наступить смерть. Однако ответ пациентки был не менее четок: "Я согласна на смерть, на переливание крови не согласна".
Последователям религиозного течения свидетелей Иеговы переливать чужую кровь или самим быть донорами нельзя по вере. Так они толкуют одну из заповедей своего Священного Писания - "Книги деяний".
По словам одного из руководителей Службы больничной информации свидетелей Иеговы Михаила Кускова (у свидетелей целая структура занимается этими вопросами!), врачи должны считаться с мнением "верующих", в случаях со свидетелями при переливании использовать не кровь, а кровозаменяющие препараты.
"На сегодняшний день есть большой арсенал методов, которые позволяют справиться с подобными случаями без применения донорской крови. Вопрос в опыте специалистов", - отмечает он.
"Мы так и делаем, не только у свидетелей Иеговы. Лишний раз кровь никто не переливает", - отмечает директор Института Игорь Яковенко. "Но, - продолжает он, - может сложиться такая ситуация, что кровопотеря больше той, которая восполнима другими методами, тогда надо переливать кровь, а ее количество будет ограничено. Это плохо".
В институте признают: из-за отказа пациентки от возможного переливания крови пострадало качество операции. Хирургу пришлось чересчур осторожничать.
"В принципе, пострадает сама больная, - рассказал заведующий отделением нейроонкологии клиники Алексей Улитин, - участок опухоли, который прикреплен к какому-нибудь крупному сосуду, он может остаться".
Операция между тем закончилась успешно, переливания крови не потребовалось. Правда, длилась она вместо обычных двух почти четыре часа. Уже после хирурги признались, что если бы все-таки нужно было принимать экстренное решение, то под свою ответственность кровь перелили бы и вопреки воле пациентки. Клятву Гиппократа еще никто не отменял, а там обязательство – спасать жизнь человека любыми способами. "Любыми законными", – добавляет президент Балтийской гильдии адвокатов Михаил Новолодский.
"Лежит человек, сломал ногу, подбегает врач, говорит, я клялся Гиппократу, я вам сейчас помощь оказывать буду. Он скажет: "Не надо мне помощь оказывать". Если вы клятву давали, то, наверное, учились медицинской этике, если я согласен, вы будете мне оказывать медицинскую помощь, если не согласен, то не надо", - поясняет юрист.
Этот случай в Институте Поленова уже не первый. Два года назад сюда поступил двухлетний мальчик, отец которого - один из последователей свидетелей. Переливать кровь сыну он не разрешил, а между тем, малышу требовалась срочная операция. Тогда помог только суд, врачам удалось доказать, что такое решение опекуна наносит вред здоровью ребенка. Разрешение на переливание было получено.